10 Фев

Красная нить

Независимый куратор и критик, доктор философии (PhD) Антонио Джеуза о фильме Люси Матвеевой «Вышивальщица»

Есть много способов соединить несколько разных историй в одну – связать их красной ниткой, например. Конечно, это не просто нить. У этой нитки есть задача — украсить экран работающего компьютера вышитым орнаментом. Но, как выясняется, ее задача – не украшение, а столкновение. Конфликт между старым и новым, ручным трудом и современными технологиями, конфликт иглы и монитора заканчивается все же победой человеческой традиции. Компьютер не выдерживает и ломается, но на этом заканчивается лишь его техническая функция – акт разрушения становится актом творения. Умелые руки вышивальщицы превращают компьютер в объект искусства, и тогда начинается рассказ.

Благодаря искусству мы понимаем, что иррациональное — это один из самых точных инструментов оценки реальности. Искусство и есть та красная нить, которая проходит сквозь всю работу.

vishivalshica

Вышивальщица рассказывает нам пять разных историй (возможно, «мечта» или «сон» здесь будут более подходящими словами), и каждая из этих историй повествует об определенных аспектах человеческой жизни: о несовместимости моральных принципов с жаждой наживы; о том, как душа человека связана с его прошлым; о хрупкости процесса создания искусства в реальном мире; о материнской любви и идеологическом фетишизме; о постоянном поиске способа принять реальность без конформизма. Проговаривая свои истории, рассказчик все более открывается нам, его повествование становится богаче, подробнее, как будто зум объектива приближает реальность и обнаруживает в ней все больше деталей.

На самом деле, если воспринимать искусство как путеводную нить судьбы, вместо древних богинь музой здесь стала Фотография. И сам фильм построен как эссе из движущихся изображений, позволяющих фотокамере, с присущей ей магией, захватывать и представлять реальность.

«Вышивальщица» — это прежде всего глаз наблюдателя-художника. Он видит то, что не видят другие (грустный призрак на кладбище, говорящая собака на электрических проводах), или интерпретирует то, что другие не могут — значение фарфорового пингвина в витрине магазина. Вышивальщица рассказывает это аудитории, не забывая о пирсинге на экране компьютера. Счастливый парадокс заключается в том, что автор становится современным менестрелем, поющем о любви и смерти: и это ее биография, страхи, призраки, чувство юмора, ее дневник и, прежде всего, ее камера делают сны более реальными, чем сама реальность.
В конце концов, «Вышивальщица» – фильм о жизни, о жизни одного конкретного человека и вместе с тем о жизни каждого. Прямой и откровенный – каким бывает сон, правдивый – какой может быть жизнь на фотографии. Что-то не так?
Так ведь «и сама-то жизнь не про жизнь»...

Перевод Марии Поляк

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица