А все-таки мне жить любопытно

С 20 по 27 сентября в кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга пройдет XXIV международный кинофестиваль «Послание к Человеку» – первый крупный фестиваль документального кино в России, по масштабам и разнообразию программ не уступающий престижным фестивалям документального кино в Амстердаме, Марселе и Лейпциге.

Подробнее

Художник должен стать всем, если не хочет быть никем (Антология утопий современного отечественного искусства)

Программа «Художник и кино» объединяет документальные фильмы, ставящие перед собой цель не только создать альтернативную хронику искусства времен Перестройки, но и прощупать фундамент, на котором зиждется современное искусство и художественная экономика в сегодняшней России.

Подробнее

Все дороги ведут на Якиманку

В поисках сиюминутных форм 90-х. В документальном фильме «Якиманка. 90-е» (показ фильма состоялся 5 декабря на фестивале АРТДОКФЕСТ – прим. ред.) Андрей Сильвестров попытался реконструировать запутанную историю взлета и падения основного утопического арт-проекта перестроечного периода – первого единого Центра современного искусства, который, несмотря на недолгое существование, во многом сформировал постсоветскую модель развития современного искусства.

Используя интервью с основателями, кураторами и художниками ЦСИ и разбавляя их бесценной хроникой из личных архивов, создатели фильма ставят перед собой задачу передать какофонию мнений по поводу невероятно хаотического художественного периода в жизни столицы, в чем-то эти комментарии перекликаются, а в чем-то противоречат друг другу.

Однако все они сходятся на том, что эта площадка стала местом зарождения уникальных художественных явлений, не имевших на тот момент эквивалента в скудной действительности послесоветской арт-сцены. Для воплощения своих идей Леониду Бажанову удалось привлечь огромное число талантливых кураторов в тот переходный момент, когда независимой кураторской деятельности в стране фактически не существовало, и повсюду бытовало мнение о предстоящей смерти искусства. Из-за такой неблагоприятной общественно-социальной обстановки у многих искусствоведов до сих пор вызывает удивление, насколько стремительно ЦСИ создал благодатную почву для появления некого подобия рынка современного искусства и сформировал целое поколение, воспринимающее искусство всерьез – как религию.
Формат интервью позволяет зрителю познакомиться с субъективными впечатлениями участников этого беспрецедентного коллективного опыта: Нины Зарецкой, Марата Гельмана, Анатолия Осмоловского, Олега Кулика и др. Все они сходятся на том, что утопический институциональный проект ЦСИ потерпел крах в связи с надвигающимся финансовым кризисом и стремлением сохранить за центром статус независимой некоммерческой организации, что конечно же шло вразрез с тогдашним духом времени.

DanilaLipatov

Однако больше всего чувство горькой ностальгии вызывает распад художественного сообщества первопроходцев, освоивших расселенный квартал Якиманки, превративших пустынные катакомбы жилого дома в плотное сосредоточие галерей с мировым именем, а двор – в своеобразную сцену для представления последних достижений московского акционизма. Лишь в то причудливое время, в 90-е, директор центра мог «сидеть на черном кожаном диване в своем небольшом кабинете и ковырять охотничьим перочинным ножом говяжью тушенку из резервов бундесвера», предлагая новому культурному атташе Франции Николя Шибаеву отведать вместе с ним этот местный деликатес.
В итоге, благодаря подобным городским легендам и анекдотическим сказам, фильм затрагивает невероятно актуальную тему – мимолетную природу «изящного московского андерграунда» 90-х. От этой ключевой для развития современного искусства эпохи осталось предательски мало артефактов, поскольку искусство того времени преимущественно отказывалось от узких рамок концептуализма и осваивало гораздо более эфемерные смежные формы, в центре которых пребывал не предмет, а имидж. Часто художники намеренно отказывались от документации своих произведений, чтобы сохранить пронизывающий их дух сиюминутности и злободневности.

На титрах фильма «Якиманка. 90-е» в кадре появляется сам режиссер Андрей Сильвестров, деловито руководящий погрузкой в грузовик архива TV-галереи, который спустя целое десятилетие покидает свое исконное место на Якиманке. С одной стороны, этот образ представляет собой некий щемящий финальный аккорд, однако с другой – все-таки дает некоторую надежду на то, что среди этого материала имеются другие, ранее неизученные документы эпохи, которые так и просятся стать предметом документального кино.

Данила Липатов - киновед, аспирант учебно-научного центра «Кино и современного искусства» Факультета истории искусств РГГУ

Выживут только любовники. Данила Липатов

Колонка Данилы Липатова, киноведа, аспиранта учебно-научного центра«Кино и современного искусства» Факультета истории искусств РГГУ.

Подробнее

DOK Leipzig

С 28 октября по 3 ноября 2013 года в немецком городе Лейпциг состоялся 55-й Международный кинофестиваль документального и анимационного фильма DOK Leipzig. В рамках данного мероприятия были показаны 246 фильмов из 57 стран мира, среди них две российские картины – «Оптическая ось» Марины Разбежкиной и «Труба» Виталия Манского. В международной конкурсной программе главного приза фестиваля «Золотого голубя» удостоилась картина режиссера Роберто Минервини «Унять стук сердца».

Подробнее

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица