05 Март

Капелька здравого смысла

Творческое объединение ВЕЛОСИПЕД - это Александр Белов и Александр Солнечный. Совместным трудом группа начала заниматься в далёком 2006 году, как позднее вспоминал Александр Б.: «Дело было на одном из бардовских фестивалей «Рок-Лайк». Ко мне подошёл экстравагантный юноша с синими волосами (Александр С.) и сказал: «Давай снимать короткометражное кино, писать картины, петь песни, строить инсталляции и гонять по разным выставкам». Я не помню, что тогда ответил, но в итоге всё так и пошло».
Лёша Солдат - 2012

Фильмография

2012 г. Случай у библиотеки
2011 г. Колыбельная
2011 г. Слизь
2011 г. Пермское Возрождение
2011 г. Известь
2011 г. Старинная Волшебная Карта Сокровищ 3
2011 г. Бабушка, прости!
2010 г. Велосипед (Инсталляция)
2010 г. Рихард Броукен: Прилив на луне
2009 г. Охота на зайца!
2009 г. Миллиардер
2009 г. Бард-Сафари
2009 г. Рюмочка
2008 г. Яблонька дичок
2008 г. Старинная Волшебная Карта Сокровищ
2007 г. Болото

Видеоработы

«Бард-Сафари»

На протяжении миллиона лет неизменным остается интерес людей к авторской песне. В этом фильме звучат голоса советских бардов разных поколений. За короткое время зрители познают разнообразие бардовской флоры и фауны. Бард-Сафари – безобидная охота за великими и смешными, ироничными и наивными, печальными и веселыми; теми, кого уже нет, и теми, кто поет для нас и сейчас.

 Bard-Safari

«Слизь»

Если вы увидели, как с неба падает НЛО, поспешите к месту крушения! (А.А. Фет).
Наилучший способ постичь себя - посмотреть на себя со стороны, отстраниться. Наилучший способ понять свою цивилизацию - рассказать о ней иной цивилизации. Герой фильма, как и большинство нормальных людей, мечтает о встрече с пришельцем с детства, и его мечта сбывается. За короткий срок им нужно рассказать друг другу все о своих мирах, поэтому их контакт сводится к хаотичному обмену информацией.

sliz2

Капелька здравого смысла

СФ: Насколько нам известно, группа «Велосипед» существует с 2006-го года. На фестивале «Новое поколение» Сине Фантом, прошедшем в рамках 34-го ММКФ, было продемонстрировано 2 ваших фильма - «Бард-сафари» и «Слизь». Главный герой фильма «Слизь» - инопланетный гость, познающий и открывающий для себя некие земные негласные правила и законы. А вот откуда берет свое начало идея фильма «Бард-сафари» не вполне понятно. Хотя, есть какие-то зацепки в вашей биографии. Вы действительно познакомились на каком-то бард-фестивале?

СХ: Все верно – 2006 год, дождливый день, действительно фестиваль, в Перми это называется Рок-лайн, с участием Макаревича, чем не бард-фестиваль. И это только начало. К моменту съемок «Бард-cафари» у нас уже было несколько видеоработ (Фантастические приключения «СВКС» и ролик «Болото»), с которыми мы гастролировали по городу П. Позже вывезли их в Екатеринбург на фестиваль Арт-завод и оттуда поехали в Питер, уже с работой «Охота на зайца», в котором впервые появляются Магические Барды, хотя эпизод с бардами снимался много позже основной части фильма – он является как бы связующим звеном «Охоты» с фильмом «Яблонька-Дичок» и зарисовкой «Комната». Этот сюжет родился, как водится, из впечатления, и этим самым впечатлением стал фильм «Два часа с бардами» – это совершенно невероятное кино. Ну и естественно барды и лес выводят нас, кроме всего прочего, на охотничью тему. Бардовская тема широка и неисчерпаема, это как фантастическая вселенная рядом с нами, и это не далёкие звездные приключения и не гномы с эльфами – барды гораздо ближе, но в то же время так загадочны и необъяснимы.

СФ: Скажите, а как так получается, что вы как-то грамотно работаете с таким вот трешем? Ведь очень сложно не скатиться в полный треш, а все-таки суметь его вовремя остановить или разбавить чем-то таким остреньким, что будет держать внимание зрителя?

СХ: Треш и правда имеет место, но мы уже не школьники, и у нас есть некоторый вкус, мы же можем понять, где треш, а где хорошее кино. Но все же детство не отпускает, глупости так и норовят ворваться в кадр, иногда даже пропускаем моменты, но на ошибках учимся. И если уж хочется чего-то подобного, это легко можно оставить за кадром, на размышление зрителю, и тогда каждый сам решит, треш или нет, в меру своей испорченности или глупости. Действительно, очень важно удержать зрителя, особенно когда твоя мысль выражена в двух словах, тут необходимо либо наполнить картинку интересным действием или же сократить сцену, я, например, пересматриваю фильм по десять раз и с каждым разом делаю его все короче, пока не останется только самое необходимое для выражения идеи.

СФ: Возвращаясь к фильму «Бард-сафари». В фильме от начала и до конца прослеживается жесткий прессинг женщин. И надо сказать, именно перекрещивание этих двух тем - унижения женщин и отстрела бардов - тем, никак между собой не связанных вне вашего фильма, и зацепило. Вот откуда это? Каким образом и по какому принципу объединены эти две темы?

СХ: Ну вот вы сами ответили на свой вопрос. За основу взят библейский сюжет. Когда Бог проклинает женщину за неповиновение, привязывает её к мужчине и оставляет ей муки рождения. В данном контексте охотник выступает в роли праведника, направляющего женщину на путь истинный, ведя её по всем людским грехам, воплощенным в образах бардов. Бард-гнев, бард-похоть, бард-скупость или жадность. Указав женщине на её грехи, праведник покидает женщину, предоставляет ей выбор – остаться со своими грехами или очиститься и уйти с ним.
Но есть еще правда в том, что у нас проблемы с набором актеров – обычно мы предупреждаем всех заранее, но в день съемок люди не приходят или отказываются. Тогда мы просто начинаем обзванивать своих знакомых и звать тех, кто свободен. Изначально в сценарии в роли охотников были молодой и старый. Старый постоянно издевается над молодым – банальная дедовщина. Но вместо молодого охотника пришла девушка - сценарий пришлось немного переработать и убрать из него много жестоких сцен. Но в тоже время оставить провокацию на унижение, теперь уже женщины.

СФ: В фильме «Слизь» есть ужасный рассказ одного из героев про жестокость, применяемую к цирковым слонам, и меткая фраза в конце: «Это считается у нас важнейшим из искусств!» Понятно, что практически все диалоги в ваших фильмах существуют в порядке бреда, но когда некоторые фразы оказываются такими острыми, то снова задумываешься... откуда?

СХ: Все это строится на наших старых шутках и идеях, адаптируется под конкретную тему (на ее месте могли бы быть барды) и выдается в качестве диалога. Бред – это просто фантазия, основанная на каких-то элементарных знаниях, понятиях, показанных в альтернативном свете, а для того, чтобы бред был интересным, в него добавляется капелька здравого смысла – это сбивает с толку. И если часть фразы правильная, а вторая – завуалированная ложь, тут возникает вот это чувство невероятного волшебства.

СФ: Расскажите о ваших дальнейших планах и темах, которые вы собираетесь раскрутить? Что сегодня является для Велосипеда актуальным?

СХ: В ближайшее будущее я планирую войти стариком с бодожкой, ворчать на молодежь и устраивать припадки в общественном транспорте. На выставки буду ходить непременно с раздраженным видом, с презрением буду смотреть на работы мало-мальски младших меня авторов, может даже пару раз плюну шампанским с фуршета в лицо организатору или на картину. Вечером буду ворчать о болях в пояснице, а утро начинать словами «Боже мой, какая скука! Какая гнетущая скука!!!». И так где-то лет пять, а потом все проще – конечно же, снимать хорошее кино, участвовать в выставках с интересными проектами в разных городах, помогать людям, ну и жить припеваючи.
Спасибо, друзья.

Беседовала Виктория Чупахина

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица