05 Март

МОСКОВСКОЕ СОХО

Нина Зарецкая - продюсер, тележурналист, видео-мейкер, куратор медиа искусства.
С 1991 года - основатель и руководитель Арт Медиа Центра "TV Галерея" - московского учреждения, занимающегося возникновением и развитием видео искусства и искусства новых технологий в России. Живет и работает в Москве и Нью-Йорке.

Zaretzkaya 04-copy

ОБРАЗОВАНИЕ

1977 Филологический ф-т МГУ

1983 Аспирантура ф-та журналистики МГУ

1984 Кандидат филологических наук, диссертация - "Слово и изображение в телевизионной журналистике"

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1983-85 Преподаватель ф-та журналистики МГУ

1986-91 Тележурналист Государственной Телерадиокомпании "Останкино"

С 1991 Руководитель и создатель независимой видеостудии "ТV Галерея"

МОСКОВСКОЕ СОХО

Студия СИНЕ ФАНТОМ совместно со студией АРТ-ПРОЕКТ снимает фильм про Центр современного искусства на Якиманке. Это вторая часть из серии фильмов про современное искусство, создание которых инициировал директор ГЦСИ Михаил Миндлин. Продюсерами фильма выступают Алексей Ханютин и Екатерина Меликсетова, режиссер — Андрей Сильвестров.
ЦСИ на Якиманке существовал с 1990-го по 1995-й год, поэтому фильм посвящен современному российскому искусству начала 90-х годов. Активные участники событий того времени описывают нам в интервью интересные эпизоды и уникальные случаи из истории этого места. Всегда обидно, когда от насыщенного часового интервью в фильме остается всего пять минут. Поэтому мы
решили опубликовать в нашей газете наиболее интересные фрагменты, не вошедшие в фильм. В этом выпуске читайте интервью с Ниной Зарецкой.

А.С.: Расскажите, пожалуйста, дорогая Нина, как начинался ЦСИ на Якиманке.

Н.З.: У Леонида Александровича Бажанова была такая идея фикс: создать в нашей стране цивилизованную ситуацию для современного искусства. Надо сказать, что даже само понятие «современное искусство» было достаточно новым. Поскольку мы не разделяли понятия modern art и contemporary art, отличающиеся по своей сути. Родилась идея создать некоммерческую организацию, которая занималась бы современным искусством, в понятии contemporary art. Чтобы это было такое объединяющее целое, включающее в себя массу других инициатив, но прежде всего галереи. Бажанову удалось заинтересовать людей, он нашел даже коммерческую поддержку в лице Андрея Романова и Александра Чекмарева. Но главное - он нашел единомышленников. Люди моментально подтянулись, и создалась такая замечательная ситуация в этом, как мы его, шутя, называли «московском Сохо». Вокруг костяка, основного скелета центра, образовалось такое community современного искусства, где были собраны галереи самых разных профилей – «Галерея 1.0», Галерея Марата Гельмана, «Галерея Дар», Галерея Наивного Искусства. Нам, как организации, которая занимается телевидением и видео, тоже было предложено поучаствовать. К этому времени я уже выпускала на телевидении цикловую программу, которая называлась «ТВ галерея». Это была первая программа о современном искусстве, о котором еще никто ничего не слышал, не понимал. Казалось интересным поработать вместе с Центром Современного Искусства. Мы решили создать уже независимую «ТВ галерею», не внутри телевидения, не цикловую телепрограмму, а некую институцию. Что мы и сделали.

А.С.: Какие именно задачи ставила перед собой галерея?

Н.З.: Поскольку мы прежде всего начали существовать как ТВ-площадка, рассказывающая о современном искусстве, мы сразу заинтересовались движущимся изображением, нестатичным, в частности, видеоартом. К тому времени никто даже не знал, что это такое. Поскольку я постоянно занималась исследованиями, читала и искала материалы о современном искусстве, я, естественно, так или иначе, натыкалась на материалы о видеоарте. Хотелось это все показать, я это и показывала, но все-таки хотелось разобраться терминологически – а что же это такое. Научно, систематически подойти к этому вопросу. Но, не получив вразумительных ответов на свои вопросы, я решила, что надо отталкиваться от практики. Я просто стала показывать образцы видеоарта в нашей рубрике, которую я ввела в цикловую программу «ТВ галереи», рубрика эта так и называлась «Видеоарт». Когда мы уже стали частью Центра современного искусства, естественно, встал вопрос о том, чтобы делать что-то самим. Я даже помню свой первый пресс-релиз: «ТВ галерея» – это организация, которая занимается продюсированием, организацией, производством некоммерческих проектов, связанных с телевидением и с видео». И сразу были намечены три направления: первое направление – это поиск самостоятельных творческих возможностей в сфере видеоарта – видео-перформанс, видео-акции, single channels videos, поиски работы вместе с художником, поиск самостоятельных творческих возможностей. Также в плане стояли организации фестивалей, каких-то показов, каких-то акций. И в то же время мы хотели продолжать работу с телевидением, это было вторым направлением – работа по производству телевизионных программ и документальных фильмов о современном искусстве и искусстве вообще. Мы понимали, что в стране нет никакого цивилизованного рынка искусства, но его надо формировать. Третье направление, которое всегда присутствовало, – это сбор видеоархива культурной жизни.

В начале 1990-х мы с моими коллегами решили все переименовать в «Арт-медиа Центр TV галерея». Слово центр подразумевало, что это, в общем, некоммерческий профиль, «Арт-медиа» - что мы занимаемся и искусством, и медиа. Мне казалось, что наконец все соединилось, что люди будут понимать, что мы занимаемся смычкой медиа, в данном случае телевидения, и современного искусства, в частности видеоарта. Мы стараемся развивать видеоарт, показывать его и работать с художниками – вот чего нам больше всего хотелось.

А.С.: Очень хорошо. Очень, потому что когда вы, рассказывая, вспоминаете кого-то, вы прямо светитесь. Следующий вопрос: Какова, на ваш взгляд, связь между телевидением и современным искусством?

Н.З.: Это огромная серьезная тема, скорее тема научного исследования. Прежде всего, связь телевидения и современного искусства, говоря очень общо, – взаимообогащение. Хорошие телевизионщики пристально следят за тем, что делается в современном искусстве. Важно понимание визуальности, того, к чему визуальность движется, как развиваются визуальные средства отображения действительности. Что же касается современного искусства, оно продолжает рефлексировать на тему телевидения. Эта тема просто огромная, и она никак не исчерпается. Тут и сарказм, и ирония, и любовь к телевидению. Мы же прекрасно понимаем, что телевидение – это на самом деле прототип видеоарта. В нем сосредоточено все - текст, нарратив или его отсутствие, человек – герой, медийность... Гия Ригвава в свое время сделал замечательную рефлексию по поводу телевидения того времени, и, по-моему, она актуальна до сих пор.

А.С.: Почему закончился ЦСИ?

Н.З.: На этот вопрос не ответишь однозначно. Я думаю, что причин было много, одна из них – амбиции. У каждого вдруг появились какие-то амбиции, и казалось, что за ними надо следовать, надо слышать себя, что тоже, в общем, понятно - творцу надо слушать себя. Но основная причина, мне кажется, в том, что эта идея некоммерческой организации натолкнулась на наш быт, натолкнулась на реальность. Мы поняли, что в России того времени независимую некоммерческую организацию очень трудно организовать. Либо ты коммерческая галерея - продаешь искусство и зарабатываешь на этом, либо ты связываешься с какими-то спонсорами, но это уже сложнее.

Было несколько концепций относительно того, как дальше развивать Центр современного искусства. Я приверженец идеи о том, что в Москве необходимо иметь независимую некоммерческую организацию, занимающуюся современным искусством, которая не находится ни под городом, ни под федеральным правительством, ни под кем. Я ощущаю, что искусству надо быть свободным от государства, надо! Потому что современное искусство – это, прежде всего, оппозиция государству. Если оно не будет оппозицией, оно исчерпает себя, перестанет быть актуальным. Понятно, что это сложно, как говорил Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Но Леонид Бажанов выбрал другое направление развития некоммерческой организации – то, что принято в Европе. Там масса центров современного искусства. В каждом малюсеньком городке есть свой центр современного искусства. Все это поддерживается государством. Художники живут вольготно, им тоже кажется, что они делают все, что они хотят, наверное, большинство из них и делают. Но дело в том, что европейское общество – это не Россия 1990-х и даже не нынешняя Россия.

Был ли верен выбранный путь развития ЦСИ или нет - надо спросить уже у Леонида Александровича. Но я думаю, что он скажет, что, конечно, да. Потому что в принципе Государственный центр современного искусства достаточно активно работает. Наверное, есть свои подводные течения, которые осложняют эту жизнь, но Леонид Александрович сохранил таким образом многих людей, многих художников и, собственно, современное искусство для страны.

Единственная организация, которая осталась в ЦСИ - «TV галерея». У нас был договор о совместной деятельности, о сотрудничестве. Я до сих пор занимаюсь и центром, и галереей. К сожалению, делать это все сложней и сложней. Нас вытесняют, практически все здание опечатано. Под большим вопросом мой архив, который всю жизнь я считала самой большой ценностью, и очень бы хотелось его сохранить. За эти 20 лет много чего с нами происходило: нас тысячу раз пытались выселять, нам отключали воду, мы даже вычерпывали воду ведрами из Москвы-реки и мыли руки, отключали свет! Чего только не было! И до сих пор меня грело понимание того, что ЦСИ будет развиваться и дальше.

А.С.: Что стало с «TV галереей»?

Н.З.: Мы продолжаем делать телевизионные проекты, документальные фильмы, работаем с художниками. Недавно Гия Ригвава позвонил мне сюда, в Америку, и сказал: «Нина, нам надо что-то опять сделать! У меня даже уже есть название для нашей будущей работы – «Мое сердце тоскует по тебе»». Я думаю, что рано или поздно мы сделаем его новую работу. И я уверена, что и «TV галерея» и Центр современного искусства создадут вместе одну важную, большую организацию – независимую, негосударственную. Это моя мечта, American dream, Russian-American dream.
беседовал Андрей Сильвестров

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица