13 Март

Вирус иногда запускается или Кто такие «новые медиа»?

Пропедевтика, медиапассажные композиции, ферганский плов и кофепитие - рецепты вечной молодости от Ольги Шишко

Андрей Сильверстов: Как давно ты занимаешься образовательными программами?

Ольга Шишко: С 1991 года. Как только я пришла в Центр современного искусства Сороса, на меня сразу сгрузили программу, которая называлась «Художественная лаборатория новых медиа», и сначала я была ее координатором, а потом куратором вместе с Таней Могилевской. Это была образовательная программа не только для студентов и, между прочим, известных художников, которых выбрали для реализации медиа-проектов, но и программа, которую я делала как будто бы сама для себя. Потому что я, будучи воспитанницей и выпускницей Московского государственного университета, отделения искусствоведения исторического факультета, делала работы, касающиеся архитектурных стилей - барокко, маньеризма, ну, самое крутое, до чего я дошла - это авторская книга 60-70-х годов. А вот все, что касается медиа-искусства, я познавала вместе с новоиспеченными студентами и с приглашаемыми нами же преподавателями, поэтому, на самом деле, для меня это тоже было мобильным образованием. Известные художники, такие как Вуди и Штейна Васюлка, Хейди Грюндман, Кэти Рей Хоффманн, Джон Ханхардт и преподающие русские художники являлись, в общем-то, и моими учителями. Кураторская деятельность, она, конечно, интересна, но хотелось почувствовать на себе энергетику молодых. И в какой-то момент я поняла, что у меня достаточно сил и знаний для того, чтобы я сама стала преподавать. Первой моей институцией была Школа менеджмента, факультет культурного менеджмента при Высшей школе социально-экономических наук и, собственно, свободные мастерские у Василия Церетели. Вот там я получала полный кайф. Я приходила в аудиторию, где было 60 молодых ребят, которые не покидали почему-то мои лекции до конца года, хотя другие мастерские они посещали с переменным успехом. Я прямо чувствовала, что в каком бы состоянии я ни пришла на лекцию, через 5 минут у меня исправлялось настроение, и я до сих пор не понимаю, кто от кого питался энергией, кто кого учил.

Андрей Сильверстов: Скажи, а что такое эти «новые медиа»? Кто это такие?

Ольга Шишко: На самом деле я рассказываю ученикам о том, как сегодня обстоят дела в современном искусстве, о новых средствах выражения, в том числе о новых пространствах. Меня интересуют художники с экспансией на телевидение, театр, кинематограф или интернет-пространство. Если мы рассмотрим всю историю медийного искусства (говоря о котором я, конечно же, имею в виду «современное искусство»), то в первую очередь надо сказать, что оно начиналось в 60-е годы с рефлексии на телевидение. Из истории российского медиа-искусства – это Шолохов с Курехиным или «Пиратское телевидение». То есть это повторяющаяся такая медиальная история.
Но на сегодняшний момент это не актуальная проблематика для медиа-искусства. Сегодня художников больше интересует экспансия в сторону кинематографа, а режиссеров, например, наоборот - уход из кинематографии в зону современного искусства. Именно поэтому мы сместили наши акценты и, в отличие, например, от «Горизонтов» Венецианского кинофестиваля, перемещаемся в музеи. Если Каурисмяки, Айзек Джулиан и Стив МакКуин уходят из пространства кинозала и хотят делать полиэкранные экспозиции, то зачем нам их удерживать в кинозале? Мы просто снова возвращаемся на свою территорию. Рефлексия на телевидение была интересна в 1972-1973 годах в США – Нам Джун Пайк, Герри Шум. На сегодняшний момент у нас новые возможности диалога со зрителем и, собственно, другой зритель. Меняется позиция медийного («медийного» для меня - коммуникативного) искусства.

Андрей Сильверстов: Но если ты ограничиваешь зрителя музейной экспозицией, то каким образом появляется новый зритель?

Ольга Шишко: Ну, программы-то у нас очень разные. Я хочу, чтобы в первую очередь современный художник, использующий разные медиа-средства, знал историю изобразительного искусства и понимал, в каком диалоге он находится с авангардистами начала 20-го века. С другой стороны, он должен понимать, что нельзя обращаться к старым пространствам и к старым медиа, надо все время идти вперед. Мой последний курс - не авторский, а такая смесь руководителя и куратора. Это факультет медиа-арта в Академии коммуникации, я туда подтянула очень ярких преподавателей.

Андрей Сильверстов: Это кого?

Ольга Шишко: Юра Альберт, который плевать хотел на все медиа, для него коммуникативное концептуальное искусство гораздо важнее. И в данном случае мы с ним думаем и чувствуем в одном направлении, потому что для меня, конечно, все медиа-искусство выросло из концептуализма, как в США, так и в России. Андрей Великанов преподает философию для нефилософов и ведет мастерскую по пропедевтике.

Андрей Сильверстов: Кто это, пропедевтика?

Ольга Шишко: Это методы создания произведения искусства из любых форм. Грубо говоря, это то, чему учили в Баухаусе – обращайся с искусством как ребенок, разгадывай кроссворды, вообще ничего не понимая. Лена Ковылина ведет мастерскую перформанса и медийных практик в перформансе и акциях. У Димы Булныгина и Димы Моделя мастерская видеоарта. Дима Модель больше уделяет внимания практическим основам, а Булныгин – теории создания короткометражного фильма, одноминутного фильма, всяких медиапассажных композиций. Помимо этого, у нас имеются исторические курсы, например, курс Ирины Кулик по истории визуального искусства. А Дима Куповых читает курс истории кино. Моя мастерская – круглогодичная и делится на несколько разделов: история медийного искусства, основные стратегии современного искусства после 60-х годов и расширенное кино - стратегии художников, направленные в сторону экранной культуры. Я учусь вместе со студентами, вижу какие-то ошибки и понимаю, насколько...

Андрей Сильверстов: Какие ошибки?

Ольга Шишко: Чисто плановые, в построении курсов. Например, если я читаю «расширенное кино», то необходимо сделать несколько мастерских разных художников, работающих с этой стратегией. Мы со студентами ходим на выставки каждую субботу. А еще у нас есть такая прекрасная мастерская искусства и кулинарии, когда мы готовим какую-нибудь тайскую кухню или какой-нибудь там ферганский плов, но говорим про искусство того времени или про конкретных персонажей. То есть, мы превращаем наш образовательный процесс в совершенно релаксовую ситуацию. Это расширяет сознание и области понимая, при этом никто не ожидает, что из каждого студента родится художник, который непременно попадет в зону contemporary art. Он просто начнет по-другому мыслить.

Андрей Сильверстов: Как долго длится процесс обучения?

Ольга Шишко: Два года. Каждую неделю четыре обязательные лекции, мастерские по три с половиной, по четыре часа и масса всего дополнительного, чего они еще могут набрать, потому что в Академии коммуникаций достаточно много факультетов. Я всегда шучу: там двенадцать нормальных факультетов и тринадцатый, наш - ненормальный. Там, например, готовят рекламщиков, и они все показывают в нашу сторону пальцами. Но некоторых мы пытаемся переориентировать, заманить на свою сторону, и у нас иногда получается. Они начинают мыслить иначе, разрушать себя и работу, на которой работают. В общем, вирус иногда запускается.

Андрей Сильверстов: Я недавно был на какой-то крупной премии рекламщиков и услышал там такое: «Вы посмотрите на Монастырского, на концептуальное искусство! Учитесь у этих ребят!»

Ольга Шишко: Может, это мой ученик?

Андрей Сильверстов: Он, кажется, из «BBDO».

Ольга Шишко: Ну, да. Это же и есть Академия коммуникаций, «BBDO» - ее учредитель. Но, надо сказать, я не верю в сращивание рекламы и искусства как такового. Компромисс не находится вот уже многие годы.

Андрей Сильверстов: Конечно, нет.

Ольга Шишко: Но рекламщики должны понимать, что такое современное искусство, куда оно движется, что оно исповедует. Это очень важно. Вот в следующем году меня приглашают читать лекции в Высшую школу экономики будущим политологам. Я решила, что это очень круто. Вот они-то точно должны научиться понимать, с чем все это кушать.
Вообще, очень здорово, что сейчас много всяких институций, которые воспитывают молодежь. Одна из самых сильных – это, конечно, Институт проблем современного искусства Иосифа Бакштейна, Школа им. А. Родченко, Мастерская индивидуальной режиссуры или Школа нового кино, Академия коммуникаций, опять же. Ребятам не хватает площадки, где они могли бы показывать проекты не своим преподавателям, а независимым экспертам, где они могли бы не ждать, когда их куратор сделает выставку и пригласит их на эту выставку. Именно поэтому два года назад мы затеяли МедиаАртКлуб, сокращенно – MAC (MediaArtClub). Мы не просто пригласили западных или российских известных теоретиков и практиков, но и дали возможность участникам просто свободно посидеть, рассказать о своих проектах, показать, а старшим приглашенным экспертам – их покритиковать или наоборот похвалить. Ведь вокруг новой работы всегда создается очень живая атмосфера, живая ситуация. А заканчивается все чаепитием, кофепитием и просмотром каких-то новых западных работ. Эту же историю мы сейчас будем продолжать в «Манеже». Я надеюсь, что этот большой образовательный проект на тему современного искусства и новых медиа будет запущен с октября этого года.

Андрей Сильверстов: Скажи, а кто твои студенты?

Ольга Шишко: Очень разные ребята, но, в основном, те, которые приходят приобщиться к современному искусству в Свободные мастерские ММСИ на совершенно бесплатные лекции. Они заинтересовались и пришли учиться. Но, ты знаешь, есть и люди постарше, которым за тридцать, кто уже освоил какие-то профессии. Очень много фотографов, графиков, недавно пришли две девочки из рекламного агентства. Надоело им все, надоело рекламу для «Panasonic» и «Nokia» делать, и они пришли не потому, что захотели более креативными в профессиональном плане стать – нет, они хотят выход найти, потому что им кажется, что они гробят свою жизнь.

Андрей Сильверстов: А есть ли какие-то выдающиеся выпускники?

Ольга Шишко: Только год прошел. Еще нет выпускников. Но уже 5 работ я взяла на свою выставку «Расширенное кино», которая проходила недавно в Фонде культуры «Екатерина». Мне нравится то, как ребята двигаются. Необязательно все они станут художниками. Но есть такие яркие персонажи, уже утвердившиеся как-то на этой сцене, которых, я надеюсь, я чему-то научила. Это Рома Мокров, Марина Фоменко, Леша Корси. Я недавно была на молодежной биеннале и поняла, что теперь вообще никогда не уеду из Москвы на время молодежной биеннале. Это особый кайф, когда ты видишь работы своих студентов, и совершенно не важно - 5 лекций ты им прочел или в течение года голову морочил. Они идут дальше, помнят тебя как преподавателя, что-то показывают, рассказывают, советуются с тобой.

Андрей Сильверстов: Оля, скажи, но эта деятельность отбирает много сил и времени...

Ольга Шишко: Да.

Андрей Сильверстов: А какой фидбэк ты для себя в этом видишь?

Ольга Шишко: Мне кажется, я так молодой остаюсь.

Андрей Сильверстов: (Смеется.)

Ольга Шишко: Я же постоянно вместе с ними учусь, мы дискутируем, все время что-то обсуждаем, и это очень интересно делать именно с молодым поколением. А второе – это же художники, которые рождаются для моих проектов. Я достаточно активно в последнее время занимаюсь кураторской деятельностью, и новых имен, к сожалению, не так много. Мне очень важно, чтобы они ориентировались в новом визуальном языке, в новых стратегиях, новых тактиках. Сейчас у меня много проектов – это и «Медиа-Форум», и отдельные выставки с разными составляющими, и симпозиум «Pro&Contra», который демонстрирует различные направления деятельности художников в тактических медиа, в саунд-арте, в видео-арте, в интерактивном искусстве, в гибридном. Но мне важно, чтобы технологии не превалировали. Я активно борюсь с тем, что часто называют искусством, завязанным на медиа, к искусству не имеющим отношения. Поэтому первая мастерская, которую проходят мои студенты, - это мастерская Юрия Альберта. Ведь основа основ, алфавит – это философия и концептуальная составляющая искусства.

Андрей Сильверстов: По-моему, отличный финал, спасибо.

Olga-Shishko.-foto-by-Vika-Chupakhina-1

Ольга Викторовна Шишко (род. 11 октября 1967) - российский искусствовед, специалист в области искусства новых технологий.
Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. С 2000 года член экспертного Совета Института «Pro Arte» (программа «Теория и практика медиа арта»), член Союза кинематографистов РФ, с 1997 года член AICA. Директор Центра культуры и искусства «MediaArtLab» в Москве. Директор «Медиа Форума» в рамках Московского международного кинофестиваля. Создатель одной из старейших и самых обширных в России медиатек современного искусства.
Куратор многочисленных проектов: первого в России фестиваля российских арт-ресурсов «Да-Да-Net», программы «Современное искусство и Интернет» (EVA-Москва), международного симпозиума "Pro&Contra", выставочного проекта "Расширенное кино. Том 1" в Московском Музее Современного Искусства, "Расширенное кино. Том 2" в Центре современной культуры "Гараж", "Погружения: в сторону тактильного кинематографа" в Фонде культура "ЕКАТЕРИНА" и многих других.
С 2009 года входит в состав жюри Премии Сергея Курехина, ежегодной российской премии в области современного искусства.
С 2011 года возглавляет факультет "Медиа арт" Академии коммуникаций Wordshop.

Olga-Shishko.-foto-by-Vika-Chupakhina-2

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица