21 Март

Фильм без зрителя - это не фильм

В середине мая в российском прокате появится картина голландского режиссера Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». Андрей Сильвестров встретился с режиссером и узнал о том, как развивается независимое кино в Голландии, чем опасны «эгодокументы», и зачем Йос Стеллинг «отправился» в XIX век.

Андрей Сильвестров: Здравствуйте, Йос! Наша газета называется «СИНЕ ФАНТОМ».

Йос Стеллинг: Про фильмы ужасов? (смеется)

А.С.: СИНЕ ФАНТОМ помогает развивать независимое кино в России. И, насколько я знаю, вы тоже всячески поддерживаете независимое кино в Голландии?

Й.С.: Да, у меня два кинотеатра в Утрехте, там показывают независимое кино, а тридцать лет назад я организовал один из самых крупных фестивалей в Голландии. Вообще я всю свою жизнь любил общаться с кинематографистами.

А.С.: Фестиваль в Утрехте - это фестиваль исключительно голландского кино?

Й.С.: Идея фестиваля в Утрехте близка тому, что делается в Сочи. Наш фестиваль собирает голландских кинематографистов и дает им возможность поговорить друг с другом, пообщаться. Все это не для публики, это такое внутреннее мероприятие.

А.С.: В фестивале принимают участие только полнометражные фильмы?

Й.С.: И короткометражное кино, и документальное - в общей сложности в Голландии выпускается порядка 140 фильмов в год. А наш приз - «Золотой теленок» (конечно же, это ироничная отсылка к библейскому «золотому теленку»). Также, вручается награда за каждую номинацию в съемочной группе: лучший художник, лучший оператор, лучший режиссер монтажа и так далее.

А.С.: Вы сами проводите селекцию фильмов для фестиваля?

Й.С.: На самом деле, селекция у фестиваля совсем небольшая. Отсекается только самое плохое, а в основном показывается все, что производится в Голландии. Но, надо сказать - вот уже двадцать лет, как я отошел от дел. Честно говоря, когда я ушел, фестиваль начал расти. (смеется)

А.С.: Скажите, а ваши кинотеатры? Есть ли у них сверхзадача?

Й.С.: Это отчасти способ зарабатывания денег на жизнь, так как в остальном я абсолютно свободен. Я не завишу от тех фильмов, которые я снимаю. Я могу делать, что хочу. Я всегда говорю независимым кинематографистам: «Постарайтесь найти работу! Тогда сможете делать бесплатно свои собственные фильмы».

А.С.: Это хорошая идея.

Й.С.: Можно что-то писать или снимать какие-нибудь рекламные ролики...

А.С.: То есть ваши кинотеатры – это чисто коммерческое предприятие?

Kadr-iz-filma-Devushka-i-smert-1

Й.С.: Нет, это все-таки арт-хаусные, конечно, кинотеатры. И я ввел некоторую концепцию. В наше время, при наличии интернета и телевидения, можно посмотреть сорок фильмов, сидя дома на диване. Экраны становятся все больше и больше. У людей все меньше и меньше потребности ходить в кино для того, что бы увидеть кино. Жизнь ускоряется, а люди становятся все более одинокими, отдаляются друг от друга. Таким образом, кинотеатр сегодня - это место, в котором можно встретиться друг с другом. В моих кинотеатрах есть бары, где можно выпить, посидеть, обсудить кино, почитать что-то о кино. То есть, кинотеатры и небольшие фестивали – это то, что помогает людям собираться вместе. Когда вы приходите в кино и платите за билет, вы должны как бы получить отдачу от заплаченных вами денег, то есть посмотреть фильм. А кино на экране телевизора - это сплошное переключение кнопок с канала на канал все быстрее, быстрее и потеря чувства реальности.
В основном, все кино становится телевизионным, оно превращается в какой-то ситком, а основная идея моего последнего фильма - полная противоположность этому. Поэтому я направляюсь в 19-ый век.

А.С.: Есть такое ощущение, что мы живем в эпоху невероятной демократизации кино за счет цифры. Сегодня кино может снимать каждый...

Й.С.: Эгодокументы, как мы это называем. Это опасно. Ведь существует определенный киноязык, и нужно о нем все время помнить - иначе вы теряете публику. Есть определенные правила - вы как бы играете в шахматы со зрителем. Вы, конечно, можете играть исключительно по своим правилам... Но зритель-то вам нужен! Фильм без зрителя - это не фильм. Это как цвет и свет. Если нет света - мы не различаем цвета, они исчезают. Фильм без зрителя - просто изображение на экране, проекция. Можно снять фильм за дешево, на самую обычную камеру, но вы всегда должны помнить о необходимости игры со зрителем.
Для меня всегда много значил эффект Кулешова. Так вот, со зрителями также. Ваш фильм и люди, которые его смотрят, находятся в очень крепкой связи. Иначе вы просто снимаете какие-то бессмысленные ролики для YouTube.

А.С.: Да, безусловно. Но я имел в виду не любительское видео, а малобюджетное кино, которым, например, занимается ваш соотечественник Дэвид Фербейк.

Й.С.: Это прекрасно, но все равно нужно всегда помнить о зрителях! (смеется) Если вы писатель, вы можете поместить слова в обратном порядке, но кто вас тогда поймет?
Если вы художник - можете нарисовать что-нибудь на крыше и сами этим любоваться, но вы потеряете язык общения. Вы должны все время помнить о том, кто будет это смотреть, читать и так далее. Это как встреча, к которой нужно готовиться. При разговоре с вами я должен помнить об определенных правилах для того, чтобы мы друг друга поняли, чтобы мы могли разговаривать.
Кино - своего рода договор со зрителем. Можно, конечно, уважать зрителя, а можно его рассматривать как жертву, у которой вы пытаетесь извлечь деньги. Я своего зрителя очень уважаю, для меня зритель - это мой партнер. И мне от него в первую очередь нужны не деньги, а эмоции.

А.С.: Но ведь самое большое количество зрителей, как правило, у телевизионного продукта. Именно телевизионный продукт достигает наибольшей коммуникации со зрителем.

Й.С.: Ну, я же не сказал, что мне нужны все зрители мира! (смеется) Мне 5% России будет достаточно. Если фильм всем нравится, он не может быть хорошим фильмом. Статистически, он - середина дороги, средний пласт... Какие комиксы вы в России любите?

А.С.: У нас комиксы не очень популярны...

Й.С.: Дональд Дак, например, у нас в Голландии самый популярный. Но мы же не можем сказать, что это самый качественный комикс. Это странное такое правило - если что-то успешно, значит хорошо. Странный принцип.

А.С.: А как определить успешность? Что такое успешность для вас?

Й.С.: Когда двое или трое незнакомых людей говорят, что им очень понравился мой фильм, мне этого достаточно. Я снимаю кино отчасти ради самого процесса создания фильма. Я три года работаю над фильмом, который вы потом должны посмотреть за 2 часа. И есть еще один важный момент: меня окружают люди, которые делают свое дело намного лучше, чем сделал бы я сам - актеры, оператор, режиссер монтажа, художник и так далее. Я, в конечном итоге, все это как-то курирую. И возникает такое чувство полета! Как будто я прыгаю выше своей планки. Собственно, ради этого я и снимаю кино.

Kadr-iz-filma-Devushka-i-smert-2

А.С.: Я еще не задал вам вопрос, который задают, наверное, все, и я не должен стать исключением. (смеется) «Девушка и смерть» - ваш второй проект с русскими актерами. С чем это связано?

Й.С.: В моей стране люди часто обращены в сторону Америки, Англии... Я же смотрю в другую сторону. Считаю это совершенно логичным. Чехов, эпоха 19-го века - все это дает столько вдохновения, такую глубину, что меня удивляет: «Почему я один из немногих, кому это интересно?» Скорее, нужно спросить у остальных голландцев, почему они не делают то, что делаю я! (смеется)

А.С.: Спасибо вам большое. В заключение я должен сделать одно признание – как только у нас появились видеомагнитофоны, в начале 90-х, в среде моих друзей образовался круг фанатов фильма «Стрелочник», я помню эту старую, затертую кассету VHS с вашим фильмом... Она была такая мутная, темная... (смеется)

Й.С.: О! Это потому, что я отдал фильм в Россию бесплатно: «Пожалуйста, возьмите ради Бога!» Правда, я надеялся, что копии будут нормального качества... (смеется)

А.С.: Да уж... (смеется) Спасибо вам большое!

Йос Стеллинг (Jos Stelling) родился 16 июля 1945 года. Утрехт, Голландия. Кинорежиссёр, сценарист. Владелец двух кинотеатров в Утрехте — Springhaver (с 1978 года) и Louis Hartlooper Complex (с 2004 года).
Образование получил по специальности «режиссёр кино и телевидения». Кинематографический дебют Стеллинга, фильм «Марикен из Ньёмеген», был отобран в основную программу Каннского кинофестиваля 1975 года.
В 1980-х годах наибольшее признание у критиков заслужили ленты «Иллюзионист» (1983), «Стрелочник» (1986) и «Летучий голландец» (1995).
С российскими актерами режиссер сотрудничает не в первый раз. В фильме «Душка» (2007) главную роль сыграл Сергей Маковецкий, а в картине 2012 года «Девушка и смерть» снимаются также Леонид Бичевин, Рената Литвинова, Светлана Светличная, Максим Ковалевский.

Jos-Stelling-1600

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица