24 Март

ФОКУС НА ЧЕЛОВЕКЕ

С 1 по 6 октября в Центральном Доме Художника
проходит Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра». Директор фестиваля Ольга Дыховичная рассказала газете СИНЕ ФАНТОМ
о концепции фестиваля и о том, как устроена программа.

СФ: Ольга, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед фестивалем в этом году?

ОД: В этом году мы окончательно сформулировали формат фестиваля – этот формат можно назвать «кино-биеннале». Потому что у нас нет диктата вкуса одного программного директора, который формирует единое направление и контент всего фестиваля.

СФ: Нет одной темы?

ОД: Да. У нас 7 программ, за каждой из которой стоит куратор со своим авторским высказыванием и видением современного кино. В этом году мы пригласили программного директора «Сандэнса» Тревора Грота составить параллельную секцию Tomorrow. Тревор сфокусировал свой взгляд на фильмах американского континента – это фильмы Центральной, Южной и Северной Америки.
Программу конкурса формирует европейская пара – Матильда Энро и Алессандро Райа. Они создали и курируют интернет-ресурс Festival Scope, который объединяет фильмы и их создателей с дистрибьюторами и фестивалями. Это работающий инструмент продвижения независимого кино к зрителю, что совпадает с нашим концептом сокращения дистанции между зрителем и авторским кино, вообще возможностью и доступностью этого диалога. Сейчас, как мне кажется, особенно важна такая ниша небольших культурных инициатив. Когда официальная культура упрощается и уплощается, происходит подмена ценностей на такие глобальные, по сути, чувственно ничего не значащие вещи, как абстрактный патриотизм, выхолощенная нравственность... Почему подмена? Ну, потому что невозможно любить Родину без любви к конкретным гражданам. У нас никто друг друга не любит, не сочувствует, не соучаствует. И в этой ханжеской логике, конечно же, Родину полюбить гораздо легче, чем соседа. И в этом смысле задача кино – сохранить фокус на человеке и нюансах его жизни без осуждающей лживо-нравственной установки. В исторической перспективе мы так долго добивались права признать собственную противоречивость и несовершенство, и при этом мы научились доверять своей человеческой природе, и нам не нужен внешний цензор и страж, чтобы жить гармоничную жизнь, так как самый главный судья живет внутри нас. В этом и есть смысл искусства – исследовать человека и примирять его с самим собой.

СФ: Можете ли вы назвать фильмы-хедлайнеры фестиваля? Они есть?

ОД: Да, есть такие фильмы. Это «История моей смерти» Альберта Сера – такая вольная фантазия на тему «Что было бы, если бы встретились Дракула и Казанова». Это необыкновенный мир, придуманный автором, со всей атрибутикой известных нам героев: с ужасом, красотой, порочностью, с таким саморазрушением. Есть картина, которую обязательно надо смотреть – «Левиафан». Это картина без слов, скорее такой видеоарт, который сделан по законам документального кино людьми из научной лаборатории. Еще я очень жду картину «Мад» – это взрослый мир глазами подростков со всей остротой и бескомпромиссностью подросткового восприятия, по которым у каждого взрослого человека есть ностальгия. Но есть картина, которую я жду еще больше и вообще являюсь ее первым зрителем, это картина «Жена полицейского», которая разделила гостей Венецианского кинофестиваля на тех, кто признал ее новым словом в кино, и на тех, кто отторг этот киноязык. Это трехчасовая лента про жизнь одной семьи, 59 сцен, в которых присутствует изощреннейшая бытовая тирания, садизм двух любящих друг друга людей и в тоже время моменты невероятной близости и нежности, связывающие семью. Новая картина Ксавье Долана «Том на Ферме» также будет показана на фестивале. Надо сказать, все премьеры фильмов этого режиссера случаются в России, на нашем фестивале, это уже стало традицией. Это картина о невозможности принять любимого человека со всеми его слабостями и особенностями и о ханжестве, которое стало привычным сегодняшнему времени.

Jena-policeiskogo filipp-grening

Благодаря программе «Офсайд», которую собирают Мария Кувшинова и Иван Чувиляев, сформулировалась некая маленькая миссия фестиваля: продвижение регионального независимого кино – параллельной киноиндустрии, существующей вне Москвы и вопреки Москве, вопреки официальной культуре, вопреки поддержкам и субсидиям государства. Каждый фильм фестиваля «2morrow» – это, как мне кажется, событие. Программа фестиваля «2morrow» – это уникальная программа, потому что это кино не попадает ни на какие официальные российские фестивали. Мы пока единственная площадка, где может быть показано такое кино.
Еще, я думаю, следует отметить авторскую программу Кирилла Адибекова «Фигуры отказа» – это полная ретроспектива Артура Аристакисяна в сочетании с фильмами Педру Кошта. Перед каждым показом Кирилл будет развивать диалог между этими авторами, которого на самом деле не было, но который для Кирилла существует в работах этих режиссеров, выбравшими в качестве объекта людей, которых мы не замечаем, которые находятся на обочине социума, которые выбрали свободу через отказ интегрироваться в обычную социальную жизнь.

Также мы работаем с Кириллом Сорокиным и Аленой Бочаровой, которые собирают самое актуальное документальное кино.

То есть за каждой программой стоят люди, глубоко понимающие кинопроцесс, которые своим выбором акцентируют внимание зрителя на самых важных темах и на самых ярких авторах, появившихся в кино. Сейчас при таком переизбытке культурных событий особенно важна роль того, кто выбирает, и это своего рода соавторство.

СФ: Будут ли в рамках фестиваля проходить какие-то события, мастер-классы? Потому что, судя по всему, «2morow» в этом году – это не просто кинопоказы, скорее некая такая площадка...

ОД: Вот уже второй год в рамках фестиваля у нас проходит Кинокампус независимого кинопроизводства «Партизан». Его придумала и развивает абсолютный энтузиаст этого дела Ангелина Никонова – режиссер, которая на своем собственном опыте преодолела кинопроизводство в рамках низкого бюджета. Кинопроизводство в рамках ультранизкого бюджета – это сейчас, по утверждению Ангелины (и я с ней абсолютно согласна), единственное условие для творческой свободы. Наш Кинокампус открыт для того, кто стремится в профессию, но не может преодолеть порочный круг закрытых дверей для дебютанта. Но пробивается тот, кто делает этот шаг несмотря ни на что. Для этих людей мы открыты и как продюсерская компания. Благодаря кампусу прошлого года, мы встретили молодого режиссера Анну Ефремову, и уже в этом году выпустим ее картину «Турбо». Это будет уже второй проект кинокомпании «2morrow Films». А первый – это картина Ангелины Никоновой «Welcome Ноme» – история об эммигрантах, живущих в Нью-Йорке. И когда я говорю «Сандэнс», я, конечно же, имею в виду ту модель, которая создана – когда фестиваль может являться и образовательной площадкой, и киносмотром, и даже заниматься дистрибуцией.

С 1-го по 6-ое октября мы превратим Центральный Дом Художника в фестивальный центр – кроме кинозалов там появится публичное пространство с интернетом, журналами, где человек сможет просто общаться и проводить время. Примером такой площадки является Роттердамский кинофестиваль, который проходит в очень похожем пространстве.

СФ: Скажите, а какую часть бюджета доставка копий DSP теперь «сжирает»?

ОД: Доставка копий – это немаленькая статья расходов. Но все равно больше тратится на покупку прав. Фестиваль – это по сути альтернативная дистрибуция для независимых фильмов, так как в прокате у них не такая удачная судьба, и часто продажа прав – это единственный шанс для картины хоть чуть-чуть заработать. Культура, конечно же, должна распространяться безвозмездно, но это крайне сложно делать, так как художники производят фильмы в экстремальных условиях... И, как ни странно, как раз на небольших фестивалях зарабатываются самые большие деньги для фильма. А вот крупные фестивали и особенно фестивали класса А просто вальяжно показывают твою картину без оплаты, и ты счастлив...

СФ: Дорого быть бедным... Иногда фестивали делают «Эхо», вы не собираетесь?

ОД: Я надеюсь, что в этом году мы сделаем одно или два эха. У нас наконец-то есть команда, которая готова и хочет работать в течение года. А вот что будет показано пока не ясно. Посмотрим, какие фильмы вызовут интерес у московского зрителя. Конечно, можно зайти и с ультрарадикальными картинами в регионы, но мне кажется, нужно выстраивать доверительное общение со зрителем, точно понимая, кто твоя аудитория. Наш формат – это все-таки диалог зрителя и автора.

olga-dihovichnaya-1

olga-dihovichnaya-2

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица