24 Март

По-прежнему кризис?

Накануне открытия 24-го «Кинотавра»
программный директор фестиваля Ситора Алиева
рассказала газете СИНЕ ФАНТОМ о глобальном финансовом кризисе в киноиндустрии, о мировом фестивальном движении и об особенностях конкурса «Кинотавра» 2013

Сине Фантом: Ситора, расскажите пожалуйста о том, какова на сегодняшний день общемировая кинематографическая ситуация?

Sitora-Alieva600

Ситора Алиева: Глобальный общемировой финансовый кризис по-прежнему оказывает негативное влияние на развитие киноиндустрии. Однако в кино проявления этого кризиса весьма парадоксальны. Удорожание процесса создания экранных творений привело к тому, что цифровые носители окончательно вытеснили старую добрую 35-ти миллиметровую пленку. Теперь производство фильмов стало очень дешевым. Это, в свою очередь, позволяет нынче создавать кинокартины всем, кому не лень. И даже тем, кому лень. Помимо очевидных художественных проблем, удешевление обернулось перепроизводством фильмов. Даже большие блокбастеры теряют зрителей, что уж говорить о тех скромных лентах, которые его, зрителя, в общем, и не имели!

Главные голливудские умы ищут способы борьбы с создавшейся ситуацией. Например, за океаном сейчас стало хорошим тоном интеллектуализировать блокбастеры, привлекать в кино тех зрителей, которым уже исполнилось не только пятнадцать, но и тридцать, и пятьдесят лет (фильмы Кристофера Нолана, например). С другой стороны, Голливуд вновь активизировал свою старую страсть – приглашение талантов из Старого Света (Швеция, Франция, Ирландия). Теперь разве что география поиска новых режиссерских и актерских звезд существенно расширилась, включая такие страны, как Россия, ЮАР, Новая Зеландия и Китай. Сегодня голливудцы, однако, не останавливаются на приглашении и адаптации отдельных ярких представителей киноистеблишмента. Заправилы заокеанского кинобизнеса адаптируют идеи и истории не только для кино, но и для телевидения (например, израильский сериал Homeland), снимают свои хиты в Бразилии и России, в Таиланде и ОАЭ. Как справедливо заметили в журнале «СКРИН», мир сейчас заполнен талантами-путешественниками. Кино от этого только выигрывает.

Меж тем, низкобюджетное кино тоже никто не собирается отдавать на откуп кинематографическим графоманам. Ведь в талантливых режиссерских руках малобюджетное кино легко, изящно, задорно и интересно общается с современной реальностью. Разумеется, в такой ситуации никого не удивит возродившийся ныне интерес к документальному кино. Оно показывается в кинотеатрах и приносит приличные доходы своим создателям. Надо сказать, что также усиливается и взаимодействие современного искусства (его аудиовизуальной части) с миром кино, стираются границы, и авторы с легкостью фланируют из одного сектора в другой.

СФ: А что происходит сейчас с кинофестивалями? Как обстоят дела?

С.А.: Кинофестивалей сейчас с каждым годом становится все больше и больше. И уже даже создана Фестивальная Академия, цель которой – доказать государственным чиновникам необходимость серьезной поддержки мирового фестивального движения. Причем в этой своей деятельности Академия акцентирует внимание госслужащих даже не на культурно-просветительской миссии кинофестивалей. Академики пытаются убедить начальство, что фестивали – это серьезный сегмент функционирования экономики. Ведь многочисленные кинопраздники по всему миру, кроме всего прочего, обеспечивают рабочие места для людей, трудящихся в культурной сфере.

На фестивалях все больше денежных призов, причем эти награды нынче связаны с теми, кто прокатывает картины. Это, безусловно, помогает победителям киносмотров оказываться в кинотеатрах и быть увиденными не только фестивальной, но и обычной публикой. По-прежнему очень важны и популярны ретроспективные показы классических лент. А в Локарно, скажем, недавно прошла программа документальных лент о кино, о тех великих художниках, что сделали это искусство воистину Искусством. Показы восстановленных лент, соединенные с документальными рассказами об их создателях, превращают ретроспективные секции кинофестивалей в серьезную креативную индустриальную площадку. Кинофестиваль и индустрия давно уже не являются конкурентами. Наоборот, фестивали стали форумами для новых стратегий в дистрибуции, продажах. Этот процесс будет только усиливаться. На последнем фестивале в Локарно представители 12 стран Центральной и Восточной Европы объединились, чтобы сообща искать новые формы существования в изменившемся киномире.

На мой взгляд, очень важен кинофестиваль в Роттердаме, который представляет собой, как недавно справедливо было замечено, целую экосистему. Около 300 фильмов. Порядка 2500 гостей и 300 представителей индустрии. Несколько лет успешно функционирует Роттердамская лаборатория, ставшая местом встречи продюсеров, занимающихся совместными постановками. Но, быть может, наиболее удивительным для меня новшеством здесь стало появление программы «Переключая каналы», посвященной привлечению талантливых режиссеров для работы на телевидении и в интернете. Программа призвана разрушить стереотипное представление о «малом экране», как о чем-то второстепенном, и привлечь авторов с собственным взглядом на мир, с собственным кинематографическим стилем. Надо отметить, что нынче многие кинематографисты стремятся работать для телевидения. Назову хотя бы Стивена Содерберга и Салмана Рушди.

СФ: А какая же ситуация складывается в России? И что мы сможем увидеть в скором времени на «Кинотавре»?

С.А.: В России ожидаемого снижения кинопроизводства не произошло. Фильмы снимаются, народ ходит в кинотеатры. В этой ситуации и сложились особенности нынешнего конкурса «Кинотавра». Так как в общем потоке, из которого мы «отлавливали» фильмы, появилось очень много дешевых в прямом и в переносном смысле лент, мы постарались возродить интерес к Большому Кино. У нас есть экранизации литературных произведений. Есть социальность и символизм. Есть обращение к высоким морально-этическим нормам, воспетым великой русской культурой. Не в первый раз включаем мы в игровой конкурс документальную ленту режиссера Виталия Манского. Нам близок такой документализм. Это – не телевизионная актуальная история, не пропаганда, а эссеистическое преломление реальности в том духе, что завещан нам великим Вертовым и другими мастерами высокого неигрового кино. Также, для нас особенно важно, что сразу после «Кинотавра» 4 фильма конкурсной программы представят Россию на одном из главных фестивалей мира в Карловых Варах: фильм «Стыд» Юсупа Разыкова – в главном конкурсе, «Труба» Виталия Манского – в конкурсе документальных фильмов, в конкурсе «East of the West» – дебютанты «Кинотавра» Наташа Меркулова и Алексей Чупов с фильмом «Интимные места», и «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко – в специальном показе.
Врезки:
Низкобюджетное кино никто не собирается отдавать на откуп кинематографическим графоманам
Кинофестиваль и индустрия давно уже не являются конкурентами

truba manskii

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица