03 Апр

Индивидуальность, индивидуальность и еще раз индивидуальность

В редакцию газеты СИНЕ ФАНТОМ зашел художник Олег Кулик, чтобы выпить рюмку сливовицы и поделиться своими мыслями об искусстве, актуальности, времени и духе. (Печатаем отредактированные фрагменты монолога)

Андрей Сильвестров: Может ли искусство быть актуальным?
Олег Кулик: Актуальность – это такая вещь для продвинутых людей. Люди, которые мучаются, страдают, никогда не поймут, что такое актуальное. Актуальное – это соединение как раз внешней реальности с тем, что действительно тебя волнует, с тем, что, можно сказать, ты. Это когда на чувствительное жало, которое ты, налипает пыль окружающей реальности. Вот тут и возникает актуальность. Если ты осознанно это делаешь, то ты эту пыль любишь и успеваешь ее сформировать, сделать портрет. Если ты ее не любишь, отталкиваешь и кричишь «это хорошо, это плохо», оцениваешь, то вокруг тебя возникает такое марево... просто муть. А ясность – это понимание, что ты всегда будешь облеплен не собой, а всегда будешь облеплен чужим. И единственное, что ты можешь сделать – можешь принять какую-то форму: хоп, и тебя облепила какая-то гадость. Но эта гадость не заменит цельность этой формы, не заменит цельность позиции, не заменит цельность твоего внутреннего содержания. Всегда, под любой актуальной оболочкой, скрывается живое, чувственное, открытое сердце, которое никакого отношения не имеет ни к интеллектуальности, ни к актуальности, ни к прошлому, ни к будущему. Которое является божественной искрой жизни живого, чувствующего, воплощенного в этой мерзкой материи. Дух торжествует только в материи, но, торжествуя в материи, он всегда опускается, он всегда опошляется, всегда принимает форму того, что вокруг, не презирая его, не ненавидя его, понимая, что это пыль, через которую тебя видно.

Oleg Kulik 2

А.С.: А чем по-твоему современность – то время, в котором мы сейчас находимся – отличается от 90-х? В 90-х же тоже был определенный слом...
О.К.: Знаешь, есть такая фраза, которую интеллектуалы средней руки, типа как мы с тобой, очень любим: «Ну, время такое». Вот тогда было время такое, а сейчас время такое, а потом будет другое время. Это такая чепуха! Полная чепуха. Время всегда одинаковое. Можно сказать, что его вообще нет. Ты исходишь из такой бездны... Получи удар в морду – и ты поймешь, какое сейчас время. А когда начинаешь закисать, когда устаешь, когда ложь кругом, когда сложно и запутано... все очень ясно, просто жизнь. Но сострадание, мудрость и спокойствие приводят к тому, что ты воплощаешься в том, что есть. Ты принимаешь то, что есть. Ты понимаешь: то, что есть – не случайно, то, что есть – очень важно. То, что есть – это как бы и то, чего нет, но то, сквозь что нас видно. Нас – ангелов, души. Мы живем в России, это же прекрасная страна, здесь нет простых людей. Особенно в Москве. В Москве жить простому человеку невозможно, здесь живут только либо ангелы, либо демоны. Ангелов никто не видел, так что, товарищи черти, я рад вас приветствовать на нашем балу. Вот англичане придумали черный юмор. Вы знаете, кто первый пошутил? Первый пошутил знаменитый пират, которого вели на казнь, и в общем-то он был парень симпатичный, как все пираты. Его спросили: «Как дела, Джон?» Он сказал: «Вы знаете, с утра голова болит». Вот это и есть правильное отношение к жизни: мы все умрем. Но умрет-то эта пыль, грязь, сотрут ее. Можно ее не оттирать, можно наслаждаться, как свиньи, а можно быть такой чистенькой свиньей, которая отчищается, но свинья есть свинья: чистая свинья, грязная свинья... это свинья. Дух, как сказал Гете, воплощаясь, всегда опошляется. Всегда как бы падает и в этом нет ничего трагического, если понимать, для чего ты воплощаешься. Ты воплощаешься только для сострадания, только для понимания этого мира и помощи в осознании этого положения. Потому что дух, торжествуя в материи, нужен для того, чтобы... охеренно было бы знать, для чего он нужен... очень много теорий. Я могу привести весь список, но мое личное ощущение, что нужно удержаться на какой-то середине, не впадая в кайфушество и в ужас. Это очень трудно: когда тебе страшно, тебе кажется – ну так страшно! Когда тебе приятно, тебе кажется – ну так приятно и можно было б вечно! А надо выходить, надо все время держаться на середине. Чтобы подняться вверх, вверх... иерархий бесконечно много, но центр всегда один.

Oleg Kulik 5
А.С.: И все-таки, какое искусство сейчас «актуально» в России?
О.К.: После Крыма, так же как и после Освенцима, поэзии быть не может, но может быть индивидуальность. Наконец, в России появится индивидуалистическое искусство. Ну сколько можно медитировать на коллективные проекты? Украинские мы или русские? Гей-либералы, жидо-бендеровцы, майдаун, гавнокацапы, белоленточные хомячки, хипстерня или наследники третьей орды? Туда мы пойдем или сюда? Лианозовская группа: коллективная группа или супер-коллективное, или космическое братство, а где Вася Котов, Коля Петухов или Петя Ройтман, где индивидуальности, осознавшие свои возможности или ограничения, где боги? Может Кабаков, он не просто Кабаков, он «Илья и Эмилия Кабаковы», но русское искусство всё равно видится в высшем проявлении коллективистским проектом. Но этот свободный и творческий коллектив, а не пирамида под лидера, состоит из свободных индивидуальностей, полностью осознающих свободу, ответственность и свои возможности. Дубосарский и Виноградов, группа АЕС+Ф, Ростовская школа. А я хочу видеть лицо, я хочу видеть глаза, я хочу видеть уникальную личность. Внешне мы все похожи, внутренне – мы очень разные. Индивидуальность, индивидуальность и еще раз индивидуальность. Вы знаете, с чего начался авангард? Авангард начался с великой статьи Александра Бенуа «Индивидуальность или традиция». Так вот, эти все мелкие завистники в те годы, мелкие авангардисты, начали кричать: «Нет, не надо разделять индивидуальность! Пусть будет индивидуальность и традиции!» Но так не бывает. Традиции отдельно, а что-нибудь вкусное, живое, настоящее, сиюминутное, мгновенное – отдельно. Итак, русская индивидуальность... Мне говорят: «Бердяев». Ну какая же Бердяев индивидуальность? Он конечно же уникальный человек, но он медитировал только на коллективные мифы. Чаадаев – это вообще чистая толпа: «Давайте заменим православие на католицизм!» Где индивидуальность? Где его личная философия? Где лично Чаадаев? Кто сказал: я это люблю, я вот так вот мыслю, я вот так вот чувствую? Ничего не проявлено, все лица смазаны, все размыты. Индивидуальность в России не родилась. А, как говорят китайцы: «Для того, чтобы соединиться, нужно сначала разъединиться». Так вот, сейчас будет время тотального разъединения, время мертвой воды. Когда мы поймем, кто мы такие индивидуально. Индивидуально! Отдельно от всей этой чепухи, от всей этой истории, от всего этого прошлого, ото всех этих взаимосвязей. Это трудно, это сложно. Это медитативно. Но без этого русского искусства не будет.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица