28 Апр

ФЕСТИВАЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ! - Юлия Синкевич

Исполнительный директор Одесского международного кинофестиваля Юлия Синкевич рассказала газете СИНЕ ФАНТОМ о том, что происходит с фестивалем сейчас, и каковы дальнейшие перспективы.

Андрей Сильвестров: Юлия, собственно, первый вопрос: когда возник фестиваль, какова его история и основная функция?
Юлия Синкевич: Фестиваль возник в 2010 году. То есть всего мы провели уже четыре фестиваля. Одесса, безусловно, является кинематографическим городом, и проведение фестиваля, по-моему, само напрашивалось. Поэтому за 4 года фестиваль стал одним из самых крупных в Восточной Европе. В последний год у нас было 115 000 посещений. Что касается профиля фестиваля, то мы показываем фильмы направления арт-мейнстрим. То есть фильмы, которые обладают высокими художественными качествами, но в то же время доступные широкой аудитории. Мы зрительский фестиваль, зритель у нас в приоритете. Даже главный приз, Гран-при, вручается по результатам зрительского голосования.

Yuliya Sinkevich

А.С.: А сколько фильмов участвует в фестивале?
Ю.С.: Всего мы показываем порядка ста фильмов. В международном конкурсе у нас 12 картин. Есть также национальный украинский конкурс – важная составляющая фестиваля, включающая в себя две категории: лучший полнометражный и короткометражный фильм. Что касается перспектив, то, в принципе, мы готовились и готовимся к пятому юбилейному фестивалю. Конечно, планировали его делать больше, масштабнее, качественнее, чем в предыдущие годы, но ситуация в Украине вносит свои коррективы. Год будет очень тяжелый, поэтому мы решили, что по максимуму сосредоточимся на качественном контенте фестиваля, на поддержании украинской составляющей и откажемся от какого-то лишнего пафоса, скажем так, гламура и роскоши, которые Одессе в принципе свойственны, и будем работать над тем, чтобы поддерживать уже состоявшийся международный имидж фестиваля. Одним из самых главных моментов для нас сейчас является поддержка украинских кинематографистов, которые в связи с ситуацией в стране оказались в достаточно сложном положении: сейчас заморожено государственное финансирование и, соответственно, альтернативные источники, такие как частные инвестиции или коммерческое спонсорство, сейчас практически невозможны по понятным причинам. То есть проекты, которые были начаты в прошлом году, будут приостановлены. Новый питчинг Государственное агентство по вопросам кино также перенесло на неопределенный срок. Сейчас приостановлены все переговоры по подписанию международных договоров, связанных с копродукцией. Кинематографисты просто зависли где-то, в каком-то междометии, если можно так выразиться. С другой стороны, можно говорить о том, что появляются интересные проекты, связанные с событиями в Украине, например, такой проект, как «Вавилон 13», возможно вы слышали о нем?

kadri 3

А.С.: Нет, еще не слышал.
Ю.С.: Когда начали происходить все эти события, кинематографисты поняли, что их место на Майдане, и главная задача в том, чтобы снять то, что происходит. В итоге получилось большое количество короткометражных фильмов, среди которых есть совсем коротенькие – по минуте с чем-то, есть чуть-чуть длиннее, но это не документальная хроника событий, а все-таки художественный взгляд. Недавно, например, состоялось открытие фестиваля «Docudays», где частично были представлены эти фильмы. То есть, по крайней мере, появилась какая-то новая интересная волна. Это, конечно, позитивный момент.
А.С.: Это позитивно, да. И сколько таких короткометражных фильмов всего?
Ю.С.: Сложно сказать, но я знаю, например, что Сергей Лозница снимал и готовит фильм о Майдане, и многие другие. Мы, как Одесский кинофестиваль, также не можем не отреагировать на то, что происходит, поэтому делаем специальную программу фильмов, которые будут посвящены роли гражданского общества в сложных политических условиях. Надеемся, что сможем показать фильмы о том, какую роль сыграло гражданское общество в формировании демократического строя в других странах. Такие фильмы есть, я пока не буду их называть, но приблизительное понятие об этой программе у нас есть. Кстати, эта программа будет бесплатной для посещения.

kadri 4

А.С.: Скажите, а какие еще программы вы планируете?
Ю.С.: В этом году мы вводим новый приз, новую номинацию – за лучшую актерскую работу. Также у нас есть секция под названием «Фестиваль фестивалей», где мы показываем фильмы-призеры, фильмы, удостоенные наград на лучших международных фестивалях, таких как: Берлин, Канны, Роттердам, Санденс. Еще есть программа, которая называется «Гала-премьеры» – это фильмы, которые в скором времени после фестиваля выйдут в украинский прокат. То есть, мы делаем эксклюзивные премьеры для фестиваля. И конечно же традиционно у нас есть украинская ретроспектива, проходящая в этом году под названием «Забытые шедевры». Это фильмы, снятые на Одесской и Киевской киностудиях в период с 27-го по 70-е годы. Ретроспективы часто интересуют наших иностранных гостей, так как такие фильмы действительно мало где можно посмотреть, но мы делаем все, чтобы эти фильмы все-таки вышли на экраны, и люди смогли увидеть наше наследие. Так же у нас есть и профессиональная программа, так называемая «FILM INDUSTRY OFFICE», где мы проводим питчинг украинских проектов и вручаем приз «за лучший проект питчинга» и «work in progress» – это фильмы, находящиеся на финальной стадии производства, украинские фильмы или копродукция с Украиной. Надеемся, что наших иностранных гостей все же не испугает ситуация, и они приедут. На самом деле нас очень поддерживает именно международное сообщество. Возможно, вы слышали или читали призывы наших коллег...?

kadri 5

А.С.: Да. Конечно.
Ю.С.: Инициировано это было несколькими фестивалями, в том числе Варшава, София, Хельсинки, Румыния, но сейчас уже под этим письмом подписались порядка ста кинофестивалей, включая все кинофестивали класса А: Берлин, Канны, Венеция, Рим...
А.С.: А Московский Кинофестиваль?
Ю.С.: Даже Москва. Кирилл Разлогов и Андрей Плахов подписались.
А.С.: Прекрасно.
Ю.С.: Поддержка есть, и мы считаем, что основной месседж – фестиваль должен быть! Конечно, нам очень тяжело в этом году. Опять же, ситуация с финансированием крайне сложная: по сути фестивалю надо сейчас выживать. Мы собираем бюджет, привлекаем наших партнеров, пытаемся убеждать спонсоров, что все же нужно поддерживать... Одесса и область, на самом деле, тоже очень поддерживают фестиваль, поскольку они понимают, что для них это знаковое событие, причем международного уровня. Региональный эффект от проведения фестиваля показывает, что на 10-15% увеличивается поток туристов, гостей, что естественно благоприятно сказывается на имидже города.
А.С.: Скажите, вот вы упомянули, что сейчас появляются предпосылки для рождения новой украинской волны в связи с событиями и финансовым положением. Можете ли об этом чуть подробнее рассказать?
Ю.С.: Пока еще рано об этом говорить, но благодаря тому, что киноиндустрия достаточно неплохо поддерживалась последние четыре года, то новая украинская волна уже в каком-то смысле сформировалась. Те же «Украинские злые», например, это молодые режиссеры, которые сначала снимали малобюджетные фильмы, а потом вышли на более серьезный уровень. Короткометражка Мирослава Слабошпицкого, которая была номинирована в этом году на «Лучший короткометражный фильм» Европейской киноакадемией, получила массу наград – это тоже те самые «Украинские злые». Когда случился экономический кризис 2008 года, то те, которые были заняты какими-то рекламными и телевизионными проектами, вспомнили, что нужно что-то делать. У них появилось свободное время, и они стали снимать фильмы о том, что, собственно, происходит в обществе... Стали раскрывать его социальные проблемы. Так возник альманах «Мудаки. Арабески», потом как продолжение этого альманаха возник альманах под названием «Украина, Гудбай». Основной темой была иммиграция, причем иммиграция, как в таком общепринятом понятии, так и иммиграция внутренняя: внутри семьи, внутри общества, даже внутри личности. Сформировалась группа режиссеров, среди которых можно назвать Мирослава Слабошпицкого, Владимира Тихого, например, которые стали лидерами, вдохновителями этого движения. Сейчас Мирослав Слабошпицкий снимает свою полнометражную картину, вот-вот ее закончит, а Владимир Тихий – один из вдохновителей проекта «Вавилон 13». Это все составляющие, которые, я надеюсь, к чему-то приведут. И конечно, мы посмотрим еще, во что выльется появление фильмов, посвященных революции и событиям в Украине. Пока это все спонтанно, и никто конечно же не думает о том, что же делать дальше, на какие фестивали подавать, как это продать и так далее.
A.С.: Спасибо, Юля. Мы желаем успехов фестивалю и будем ждать новых украинских фильмов.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица