30 Апр

Интуиция и что-то очень личное…

На фестивале кино Центральной и Восточной Европы «GoEast» в Висбадене Андрей Сильвестров встретился с директором фестиваля Габи Бабич, чтобы узнать об особенностях фестиваля, его функциях и некоторых интересных моментах фестивальной программы.

Андрей Сильвестров: У фестиваля очень хорошая атмосфера. Мне напомнило мой любимый фестиваль в городе Канске. Там тоже очень дружелюбно. Скажи, пожалуйста, как давно ты занимаешься фестивалем?

Габи Бабич: Я начала работать на фестивале в 2010 году – сначала арт-директором, потом директором фестиваля. Это были две разные должности, но теперь я делаю все сама. А поначалу я работала фрилансером, помогала с организацией и тому подобное.

А.С.: А в чем, на твой взгляд, особенность фестиваля в Висбадене? Что отличает его от других фестивалей?

Г.Б.: Основная фокусировка фестиваля приходится на регион. Это что-то специфическое, как мне кажется. Знаете, это сложный вопрос, потому что мне не хотелось бы сравнивать его с другими и выносить суждения. Но что действительно представляется мне особенным – это то, что я не просто организатор фестиваля, а я готова постоять практически за все фильмы, которые мы показываем, они по-настоящему дороги мне. Хотя я не всегда стопроцентно осознаю это, так как это все-таки конкурс... Еще один момент – мы создаем атмосферу, в которой люди встречаются, разговаривают. Я не про питчинги и деловые встречи, а про атмосферу открытых человеческих встреч – это, наверное, наиболее важная часть того, что мы делаем.

А.С.: Какова функция фестиваля? Зачем вы его делаете?

Г.Б.: В исторической перспективе все очень просто: Институт немецкого кино делал «Недели восточноевропейских фильмов» еще в 50-х, и здесь, в Висбадене, у Института есть архив. И это один из основных фокусов фестиваля – обращение к истории, связь времен и архивация. Для меня лично показывать восточноевропейское кино, понимать его – это представлять регион, который страдал исторически, страдал от изменений в течение века и является таким задним двором Европы, всегда чем-то другим. И мне кажется очень важным представлять именно этот, странный, такой немного аутсайдерский регион.

А.С.: Как ты думаешь, фестиваль, он больше для зрителей или для кинематографистов? То есть, ориентация все-таки на зрителя или на профессионала?

Г.Б.: Я думаю, что для профессиональной публики, которая сюда приезжает, встречи с коллегами и показ своих фильмов – несомненно важное событие. Но и обычные люди отсюда, из этого региона, открывают что-то новое для себя. Было много случаев, когда люди подходили ко мне и говорили, что в прошлом году или три года назад они приехали сюда впервые и теперь посещают фестиваль регулярно. Это становится для них важным – взять недельный отпуск и погрузиться в синефильский мир Восточной Европы.
В этом году это, может быть, стало особенно важно для восточноевропейского зрителя и для меня лично, потому что я крайне озабочена тем, что происходит сегодня в России, очень важно знать разные позиции по поводу этого геополитического дерьма, которое уже решено без нас – эскалация продолжается, а мы просто наблюдаем за этим. Фестиваль этого года имел политический окрас не только в выборе фильмов, но и в обсуждениях после коллективных просмотров, в дискуссиях.

А.С.: Я абсолютно восхищен тем, как вы угадали с позиционированием одной из ваших программ, поскольку социализм каким-то образом пытается сейчас вернуться. Мы наблюдаем картину воюющих зомби... Скажи, а это случайное попадание и такой специальный дар предчувствия, свойственный кинематографисту?

Г.Б.: Я отвечу честно. У меня есть интуиция, которая не связана с историческим знанием, с историей кино, то есть это не нечто рациональное. Это именно интуиция, чувство, подсказывающее, что есть правильно для определенной группы людей, которые мне очень дороги.

А.С.: Какие фильмы больше всего тебя порадовали в этом году?

Г.Б.: Главной программой, на мой взгляд, стала Beyond belonging – важно было показать заново «За Маркса...» (реж. Светлана Баскова), открыть Фила Коллинза для зрителя, познакомить публику с югославскими фильмами. Фильм «Мозг» (реж. Андрей Сильвестров) я смотрела впервые, и в целом программа обрисовывается как кино, показывающее ущербную картину мира.
В чем-то это новая программа. Базируясь на том, что мы делаем уже много лет, мы как бы еще знакомим молодых режиссеров из Германии и из Восточной Европы друг с другом, в том числе и для того, чтобы они имели возможность в дальнейшем работать над совместными проектами.

У нас новый спонсор – Talent Lab (Лаборатория талантов), и если раньше все было организовано довольно консервативно — документальный фильм, игровой, короткий метр и анимация, то теперь добавились еще видео-арт и экспериментальное кино, более открытые для несколько иных киношных форм, хотя мы не исключаем и традиционных.

А.С.: И какой же была реакция на появление этих новых форм?

Г.Б.: Вроде сработало. Это здорово! Вообще лаборатория действует по двум направлениям. Первое – конкурс готовых работ, где лучшая работа награждается денежной премией в размере 5 000 евро. Второе – это питчинг новых проектов, который, кстати, состоится сегодня в 10 часов. На питчинге можно выиграть грант.

А.С.: Что было самым важным на фестивале в этом году? Чем ты можешь гордиться?

Г.Б.: Может быть, это прозвучит смешно, но у нас была вечеринка... Это скорее личное, вечеринка была в пятницу, я сильно переживала из-за политической обстановки и крепко напилась, чтобы снять напряжение. И я стояла там с ребятами из нашей команды. Там был парень из Вильнюса, который не собирается возвращаться в Прибалтику прямо сейчас, так как у него маленькая дочь, и он очень обеспокоен. Еще было несколько друзей из России... Так вот, самым важным моментом для меня был тот, когда мы стояли, держась за руки, плача... Да, это что-то очень личное, но я тогда подумала, что весь этот фестиваль был сделан именно ради этого момента.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица