20 Март

Чем живет СИНЕ ФАНТОМ?

Студия Сине Фантом, в лице своих руководителей,
Глеба Алейникова и Андрея Сильвестрова,
рассказала Анисье Казаковой о том, чем занималась последние пять лет,
чем занимается сегодня и о своих планах на будущее.

Аниса Казакова: Чем сейчас живет СИНЕ ФАНТОМ?

Андрей Сильвестров: СИНЕ ФАНТОМ сочетает в себе несколько структурных направлений деятельности. Одно из них связано с производством кино, другое - с популяризацией кино вообще и, в частности, кино, производимого студией СИНЕ ФАНТОМ. 5 лет назад был важен Клуб СИНЕ ФАНТОМ, в котором мы показывали кино и обсуждали его вместе с авторами, мы были единственными, а сейчас такая институция неактуальна, есть другие, которые так или иначе подобную деятельность ведут, поэтому клуб СИНЕ ФАНТОМ ушел на каникулы.

А.К: А как тогда обстоят дела с популяризацией?

А.С: Во-первых, мы сосредоточились на издании газеты: мало того - увеличился тираж, мы привлекаем новых авторов, и мы активно действуем в сети. Во-вторых, международная активность, которую я бы выделил. Сейчас мы каждый год проводим достаточно крупные международные события. Если в 2010 году была большая ретроспектива в Tate Modern, то в этом году, в 2012, была достаточно серьезная ретроспектива братьев Алейниковых в Висбадене (Filmfestival EXGROUND) и очень хорошая ретроспектива параллельного кино в Париже (Парижский фестиваль другого и экспериментального кино). Организацию такого рода активности мы планируем и в следующем году.

Глеб Алейников: Ты забываешь об основной, летней активности - ММКФ. В 2012 на ММКФ у нас было 3 параллельных программы. На ММКФ мы с 92-го года...

А.С: Последние лет 5 мы делаем там программы, которые по-разному представляют независимое кино. Не только русское, но и мировое. В этом году у нас была ретроспектива братьев Алейниковых, программа «Альтернатива» и программа молодого кино «Новое поколение». В «Альтернативе» был представлен «Звездный ворс» НОМа и премьера фильма нашей студии «Мечта олигарха» Олега Хайбуллина (Приз за лучший русский фильм на фестивале «Чистые грезы – Дебоширфильм», Санкт-Петербург). Чему мы несказанно рады. Мы начали собирать награды.

Г.А: Фильм «Мозг» получил приз за лучший экспериментальный фильм в Сиракузах (Нью-Йорк)...

А.С: И за последние 2-3 года второй фильм нашей студии участвует в фестивалях класса А (Венеция в 2011 – «Бирмингемский орнамент», Берлинале 2012 – «За Маркса...»). Это определенный прорыв.

А.К: Мировая экспансия... А ваша аудитория на Московском фестивале - она увеличивается, уменьшается, деградирует или наоборот развивается?

Г.А: Я давно уже наблюдаю за тем, как люди смотрят именно такие фильмы - параллельные, экспериментальные, авторские. Эта аудитория существует стабильно.
Контингент – это учащиеся высших учебных заведений, интеллигенция. То есть, все люди, которые занимаются творчеством - это безусловно наш потенциальный зритель. В этом смысле, если бы существовала какая-то бизнес-модель, правильно устроенная... Просто никто в этой стране не придумал адекватной, она бы, на самом деле, сама себя содержала, на фоне того, что в принципе, производство фильмов принципиально дешевеет.

А.К: А как воплотить такую бизнес-модель? Нужны кинотеатры в регионах, например?

Г.А: Нужны места, должна существовать некая сеть, нужен определенный маркетинг. Понятно, что с точки зрения бизнеса и понимания бизнеса в России, в то время как люди привыкли к быстрым большим деньгам, это, конечно, не бизнес. Но обеспечить самоокупаемость, на мой взгляд, теоретически возможно. Нужно находить дружественные структуры, меценатские вложения, привлекать государство... ну, государство - абстрактно.

А.К: Но вы пока не готовы взять на себя это?

А.С: Теоретически все возможно.

Г.А: На данный момент это не является бизнесом. Для нас это культуртрегерство, и с середины 80-х мы сами себя так воспитали. Минус это или плюс - уже непонятно. Зритель очень стабилен. На ММКФ было 2 показа «Мечты олигарха» - полный зал, позитивная реакция.

А.К: А прокат фильма будет?

А.С: Пока выход в прокат под вопросом. Здесь нужно искать альтернативные возможности, потому что объяснить директору кинотеатра, что «Мечту олигарха» нужно поставить после «Хоббита» невозможно, и зрителю это объяснить невозможно. Когда мы делали показы в «Фитиле», зал был всегда полный. Над этим надо работать. Просто такой постоянно работающей разветвленной структуры в стране на сегодняшний момент нет. Хотя предпосылки для этого существуют: в Иркутске, в Новосибирске, в Красноярске, в Казани, в Ульяновске. Построить сеть, конечно, было бы интересно. Глеб, помнишь, когда мы в Роттердаме сотрудничали с такого типа европейскими сетями?

А.К: В Европе такие сети существуют?

А.С: Да. Это кооперация независимых кинотеатров. Мы два года подряд в Роттердаме делали программу и по всей Европе ее показывали в этих маленьких кинотеатрах. И вот такого рода координации в нашей стране пока нет. Глеб, мы готовы заняться такой координацией?

Г.А: Я не вижу проблем с точки зрения человеческих ресурсов, но с точки зрения финансовых...

А.С: Ну, для нас приоритетом последние два года была не популяризация, а производство новых фильмов, и мы активно этим занимаемся.

Г.А: И при этом, мы поставили цель все-таки попробовать войти в общую струю...

А.С: Вписать наши фильмы в общий кинематографический контекст, то есть не оказаться в маргинальном положении.

Г.А: При этом, не изменяя авторским претензиям.

А.К: Откровенно говоря, в международный контекст вы как раз встроены, участие в Трайбеке, Роттердаме, Оберхаузене, Висбадене... А с российскими киноинституциями мало связаны.

Г.А: Давай объективно посмотрим, с какими институциями мы могли бы пересекаться? Есть ММКФ, надо отдать им должное, они спокойно нас терпят. Вообще никаких ограничений никто не ставит. Это связано не только с позицией Кирилла Эмильевича Разлогова, который широко понимает, что такое кино, но и у Верещагина абсолютно такое же лояльное отношение.

А.К: Я сейчас скорее говорю о киносообществе, которое и делает кино и говорит о кино, мы все знаем режиссеров, которых финансирует Минкульт и Фонд кино... А СИНЕ ФАНТОМ воспринимается как некая секта...

Г.А: Исторически сложилось. И в жопе заноза.

А.К: Да-да-да. Это очень хорошо чувствовалось на «Кинотавре» на круглом столе молодых критиков, когда они обсуждали «За Маркса...» со Светланой Басковой и Анатолием Осмоловским.

Г.А: Молодые уже не в контексте... Поэтому мы сейчас и направились в сторону общего потока, чтобы стать частью общей системы, чтобы усилить именно эту систему.

А.С: По поводу «Кинотавра». Мы очень благодарны и Ситоре Алиевой и отборочному комитету, что они настояли на том, чтобы фильм оказался в конкурсе, и хотя он и не получил никаких призов, оказался самым обсуждаемым и кристаллизующим событием. У нас оказалось огромное количество наших друзей среди очень уважаемых людей - Андрей Плахов, Андрей Шемякин, и среди молодых - Борис Нелепо, Василий Корецкий. Но были люди, которые фильм абсолютно не приняли. И мы благодарны Свете и очень ценим ее фильм, потому что он ...

Г.А: Проложил мостик.

А.С: Но остался экспериментальным, радикальным...

Г.А: Очень экспериментальным, что, конечно, очень сильно мешает, потому что по большому счету мы не занимаемся экспериментальным... Эксперимент – это что-то связанное скорее с наукой. А такое кино нужно называть «неаттракционным» кино. То есть, это не Диснейленд, это не цирк, и все. Сложно различить – что экспериментальное, что авторское.

А.К: Просто формальные поиски и идейные поиски ведутся режиссерами.

Г.А: А для чего культура существует? Вот собственно для этого и существует.

А.К: А как вы ищете проекты?

А.С: К сожалению, наши возможности, финансовые прежде всего, конечно ограничены, поскольку на сегодняшний момент нас никто не поддерживает, мы поддерживаем себя сами...

Г.А: Давай объективности ради скажем, что ну хотя бы участие в Берлинском фестивале уже поддерживается.

А.С: Да, тут нужно сказать спасибо Министерству культуры. Роскино выделило финансовую поддержку на продвижение фильма на Берлинском фестивале. В наших бюджетах это вполне приличная сумма. Мы им очень благодарны. В Венеции Роскино тоже поддерживало нас...

А.К: А за какие заслуги?

Г.А: Это признание. Мы принципиально существовали параллельно, при этом с самого начала говоря, что не отделяемся. Просто существуем в своем контексте, но коммуникационно мы всегда открыты.

А.К: Готовы сотрудничать с государством?

Г.А: Абсолютно. Но мы же на «Мосфильме» снимали и на «Ленфильме». Это еще Советский союз был.

А.С: Финансово мы можем себе позволить такое производство - полтора фильма в год. При том, что организационная структура наша готова работать и больше. Мы же зарабатываем на коммерческих проектах, мы делаем программы и сериалы для телевидения.

Г.А: Канал «Перец» профинансировал сериал «Мы с Ростова» Руслана Кечеджияна.

А.С: Многие телевизионные деятели, известные телеведущие с возмущением говорили о том, что это самый ужасный проект, который они в своей жизни видели...

Г.А: Я тебе могу сказать, что после этого сериала энное количество продюсеров звонили мне и спрашивали...

А.С: А как вы это сделали? Интерес был и к режиссеру, и к технологии. Там реальные люди играют реальных людей.

Г.А: Не сами себя, а персонажей.

А.К: Ваша история, но актеры - непрофессионалы?

Г.А: Просто эти истории в сериале базировались на реальных. Реальные ростовские жиганы играли реальных ростовских жиганов: был у них случай - они у одного парня украли часы, а парень, у которого украли часы, тоже снимался. Вот они эту ситуацию и разыгрывали. Основная острота дискуссии в том, что одни говорят: «В жизни не так...», а другие говорят: «Да вы че, слепые что ли? Жизнь так и устроена». То есть, было точное попадание, но в телевизионной среде это восприняли как посягательство на их территорию. А среда кинематографическая сразу увидела в этом адекват.

А.К: И у Руслана есть новый проект?

А.С: Есть новый сценарий необыкновенный. Все детали я не готов сейчас раскрывать. Уже проведен кастинг. Найдена необыкновенная главная героиня. Это драма про любовь.
Про непростую жизнь ростовских девушек с разной сексуальной ориентацией. Это реальные героини, и многое основано на реальных событиях.

А.К: А как вы его нашли?

А.С: Абсолютно случайно. Нам принесли его фильм «Нереальный кастинг», очень радикальный фильм.

Г.А: Мы показали его в клубе, и я решил, что из этого срочно надо делать сериал.

А.К: А объединение «Вверх!» как к вам попало?

А.С: На ММКФ была большая программа «Вверх!», и я поздравляю Диму Венкова, который в этом году за фильм «Безумные подражатели» получил Премию Кандинского. Мы, наверное, делаем правильный выбор, что работаем с этими замечательными людьми. У них уже есть сценарий полнометражного фильма, и мы пытаемся найти правильную форму для его реализации, поскольку он не очень простой.

Г.А: Понятно, что мы пытаемся находить формы, близкие к минимальным финансовым вложениям. Собственно, в этом будущее российского кино, на мой взгляд, и заключается.

А.С: Мы занимаемся еще и коммерческим производством и понимаем, что как только у тебя есть деньги - сразу большая группа людей курит, и куда-то деньги начинают уходить. Я знаю, за сколько снят «За Маркса...», это стоит меньше, чем производство одной серии, условно говоря, на телеканале Россия. А почему? Потому что тут люди хотели снять кино, а на канале Россия люди хотят получить зарплату, накормить свои семьи, что в общем хорошее желание, и мы тоже хотим это делать. То есть, я не призываю к анархическому аскетизму... Но когда есть энтузиазм в группе, когда режиссеры, продюсеры формируют структуру, которая нацелена на производство штучного, но интересного фильма, то тогда его цена может быть значительно ниже, чем в производственно–коммерческой жиже.

А.К: А вот идея краудфандинга никак вас не прельщает? Не хотите попробовать?

Г.А: А что это?

А.С: Ну, это когда ты в сети говоришь: «Давайте скинемся на мой фильм».

Г.А: А кто-то реализовал эту модель?

А.С: Colta существовала так какое-то время. Черт его знает, это же интересная модель, но она требует проработки.

Г.А: На мой взгляд, такая модель реально в основе своей должна содержать не коммерческие элементы, а меценатские...

А.К: Грубо говоря, ты платишь зарплату режиссеру, которого ты любишь и уважаешь...

А.С: В таком проекте должен быть фан, как в «Звездном ворсе» группы НОМ. Надо подумать, может быть в этом что-то и есть.

А.К: Дело в том, что меценаты в такой ситуации могут неожиданно возникнуть, потому что поклонники фильма «За Маркса...» уже звонят и спрашивают: «А когда же фильм выйдет в прокат?»

А.С: Это хороший вопрос. 14го марта!

Беседовала Аниса Казакова

Проекты студии СИНЕ ФАНТОМ в производстве:

1 — «Темный», новый проект Светланы Басковой. Историческая драма (фреска), 1430-1450год.
«Темный» — это не только князь, но и время.

2 — «Бирмингемский орнамент», часть вторая.
Режиссеры Юрий Лейдерман и Андрей Сильвестров (были съемки — в Финляндии и в Грузии.
Также запланированы съемки на весну-лето 2013. Сам фильм планируется завершить осенью
2013).

3 — «Эликсир», игровой фильм по сценарию Даниила Зинченко (молодые авторы из объединения «Вверх!», съемки планируем летом 2013).

4 — «Катя-олигарх». Фильм Руслана Кечеджияна (сценарий готов ). Фильм с реальными героями из Ростова-на-Дону.

5 — «Антонова сетчатка». Фильм по сценарию
братьев Алейниковых. Режиссер Глеб Алейников.
История жизни, рассказанная кинорежиссером
в специальном раю для режиссеров уже после
смерти... Драматургическая основа — «Преступление и наказание» Федора Достоевского.

6 — «Пешковы» (рабочее название) Документальный фильм о внучках Горького.
«Они провели там свое детство. Это люди, которые
очень близко стояли к трагическим событиям 30-х
годов. Например, одна из них, Марфа, была лучшей подругой дочки Сталина, Светланы. Она выросла в доме
Сталина, вышла замуж за сына Берия...», — Андрей Сильвестров.

7 —«Якиманка. 90», Документальный фильм про
ЦСИ на Якиманке, посвященный современному
искусству 90-х. Режиссер Андрей Сильвестров.
Производство фактически завершено. Премьера
11 апреля 2013.

8 — Проект «Криминал». Сценарий готов.

9 — «Суер-выер» фильм-опера — совместный
проект Андрея Сильвестрова и Павла Лабазова.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица