13 Март

ФЛОРА И ФАУНА МОГИЛ (кинообозрение)


Современная кинокритика и публицистика, уделяя большое внимание внешней стороне жизни и творчества выдающихся ки¬ноактеров и кинорежиссеров, как правило, умалчивает об ас¬пектах загробной жизни. Зачастую критика просто не придает достаточного значения посмертным метаморфозам биологической оболочки кинодеятелей. Однако, как показывает практика, в этой области можно достичь выдающихся результатов. Воспол¬нить, хотя бы отчасти, создавшийся пробел и ставит своей за¬дачей эта статья. Кроме общепознавательных и гуманитарных аспектов в ней будут рассмотрены несколько практических во¬просов, даны советы и рекомендации режиссерам, которые поже¬лают посвятить свое творчество этой еще малоизученной об¬ласти кино.

Mertvii gufo.ru

Вопросами флоры и фауны могил занимались многие авторы в разных областях естествознания. Но наиболее выдающимися и систематизированными являются труды австрийского профессора судебной медицины Эд-Р. Гофмана и французского профессора-эн¬томолога Ж.–А. Фабра. Их работы являются ярким примером нефор¬мального, творческого отношения к делу. Этим авторам по праву принадлежит главенствующая роль в развитии и пропаганде тако¬го направления в искусстве, как некроромантика. Относительно кино эти исследования имеют и положительные, и отрицательные стороны. К положительным сторонам относятся известная легкость и простота таких исследований. Флора и фауна могил по числу видов немногочисленна, и даже начинающий кинорежиссер может в краткий срок изучить относящиеся сюда формы и ознакомиться с их любопытной биологией. Далее надо отметить, что эти иссле¬дования всегда дают надежные результаты, если только они над¬лежащим образом подготовлены. Зная местонахождение трупа, можно наверняка рассчитать, что те или иные виды флоры или фауны будут обнаружены. К отрицательным сторонам исследо¬ваний, несколько затрудняющим их проведение, надо отнести необходимость весьма тщательной и заблаговременной их под¬готовки. Так как интересующая нас флора и фауна встречает¬ся только на трупах, а в иных условиях представители ее попадаются редко и могут быть обнаружены разве что случай¬но, то здесь все дело сводится к заготовке надлежащего субстрата. А это, как известно, далеко не всегда просто и легко. Другой неблагоприятный момент - то тягостное впе¬чатление, которое производят наблюдаемые картины на мало¬подготовленного исследователя. Труп, кишащий личинками мух и червями, усеянный, как черными пятнами, медлительными силь¬фами или покрытый гибкими увертливыми хищниками, действи¬тельно сильное зрелище, не говоря уже о том испытании, которое он предъявляет нашему обонянию. Но интеллектуальный интерес - могучее орудие в руках режиссера-исследователя. Опыт показывает, что этот интерес побеждает в большинстве случаев эмоции брезгливости и отвращения. Здесь важен пе¬дагогический такт режиссера как руководителя киногруппы, который, не насилуя участников группы, настолько возбужда¬ет их интерес и заражает своим отношением к делу, что от¬вратительное зрелище в их глазах постепенно превращается в интересное и замечательное.
Перейдем теперь к организации и подготовке съемочного периода. Как сказано выше, для этой цели необходимо выло¬вить в подходящих местах трупы. Пригодны практически все трупы от крупных до мелких и даже рыб. Желательно не огра¬ничиваться одним-двумя объектами, а лучше выложить несколь¬ко трупов, мелких и более крупных, поместив их в разных условиях. В качестве примера можно сослаться на работу, проведенную литовскими судебными медиками. Работа проводи¬лась в Ленинградской области, Литовской и Киргизской ССР в разное время года. Использовали 83 трупа животных - со¬бак, кошек, кроликов, поросят, овец, ослов и др. И матери¬ал 10-ти экспертиз. 82 трупа были расположены на поверхно¬сти земли, один подвешен на высоте 1 м, 5 трупов были предва¬рительно подвергнуты действию пламени до обугливания кожных покровов, 5 - действию низкой температуры в холодильнике в течение 4 суток, 6 - помещены под снег ранней весной; на 24-х имитировалась одежда с загрязнениями горюче-смазочными ве¬ществами и лакокрасочным покрытием. На 6-ти трупах проверяли действие муравьев; 36 были помещены на поверхности почвы в теплое время года в разные биотопы: сад, смешанный лес, подлесок, кустарник, поле, сфагновое болото, торфяник, уще¬лье.
Только что помещенные на почву трупы осматривали еже¬дневно в течение 4-6 дней, затем 2-3 раза в неделю. Одновре¬менно собирали энтомофауну, измеряли температуру на поверх¬ности трупа, внутри его (через естественные отверстия) и под трупом, измеряли влажность воздуха на высоте 0,5 м от уровня почвы, фиксировали метеорологические показатели.
Комиссия занималась в основном вопросами энтомологичес¬кого разрушения трупа и пришла к выводу, что продолжитель¬ность разрушения зависит от местных условий; было выяснено, что к факторам, задерживающим разрушение трупа насекомыми, относятся неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура, осадки), наличие на трупе одежды, особенно за¬грязненной горюче-смазочными веществами, обширное обгорание тканей, действие на труп низких температур (попадание трупа на местность в холодное время года), условия, способствующие быстрой мумификации трупа, наличие на нем большого количест¬ва хищников (энтомофагов). Особенно замедляет разрушение тру¬па приход на него муравьев, которые ведут хищный образ жизни, и во время опытов тканями трупа не питались.
Для исследования наибольший интерес представляют трупы крупных животных, таких, например, как кабан, лошадь, бык. На таких трупах отдельные стадии процессов гниения затягива¬ются, труп долго не подсыхает, привлекая все новые и новые полчища насекомых. Здесь отчетливо выступает интересное яв¬ление постепенной смены фауны мертвоедов.
Все перечисленные приманки следует раскладывать в уеди¬ненных местах, подальше от жилья и проезжих дорог. Лучше всего размещать их под прикрытием кустов, на лесных опушках, в оврагах. Помещая приманку на траву, лучше срезать при этом дерн лопатой, чтобы получилась соответственных размеров углубленная площадка. Полезно положить по соседству куски рогожи, тряпки, камни, доски, так как многие мертвоеды охотно прячутся под лежащие на земле предметы.
При этих подготовительных работах большими врагами яв¬ляются животные, которые растаскивают со съемочной площадки выложенные приманки задолго до того, как их можно использо¬вать. Сюда относятся вороны, кошки, бродячие собаки, каба¬ны, медведи и лисы. Приманки, выложенные близ населенных пунктов, исчезают обыкновенно еще раньше.
В таких случаях можно прибегать к охране приманок при помощи сооружений из редкой проволочной сетки. Из сетки де¬лается нечто вроде колпака или ящика, края сетки закапыва¬ются в землю и закрепляются вбитыми колышками. Но такие со-оружения не защищают от собак, кабанов и медведей, которые подрывают и опрокидывают их. В этом случае можно применять метод Фабра, который подвешивал трупы высоко над землей. Приманку подвешивают к дереву или к треножнику из вбитых в землю связанных кольев. Можно поступить иначе: к стене како¬го-либо сарая, конюшни и т.д. приделывают на известной высо¬те от земли полку-кронштейн, на которой и закрепляют приман¬ку. Можно просто закрепить приманку на месте, непосредствен¬но обвязав ее проволокой (не бечевкой, которая скоро истле¬вает и обрывается). Само собой разумеется, что такие защи¬щенные приманки следует ставить там, где за ними можно иметь надзор (в огороде, саду и пр.). Иначе ваши сооружения будут разрушены уже не животными, а любопытствующими прохожими. Выставленный тем или иным способом труп немедленно на¬чинает привлекать насекомых. Поразительно развитое чувство обоняния безошибочно указывает им верную дорогу. Тут надо не терять времени оператору, для которого с этого момента нач¬нется большая и кропотливая, но интересная работа.

Первыми посетителями трупа являются мухи. Пока труп еще свеж, он привлекает нашу обыкновенную комнатную муху (Muscha domestica L.), светло-серую домовую муху (Calliphora Stabulans Flln.), крупную синюю мясную муху (Calliphora eryt-hocephala Meig.) и др. Эти мухи иногда откладывают свои яйца в совершенно свежее мясо и не являются типичными представи¬телями трупоедов. Когда труп начинает портиться и издает зло¬воние, прилетают настоящие падальные мухи: красивая металли¬чески-зеленая люцилия (Lucilia caesar L. и др.) и крупная серая саркофага (Sarcophaga carnaria L.). Через несколь¬ко дней труп начинает кишеть "червями", то есть личинками этих мух, по меткому выражению Фабра, "составителями бульона". Личинки быстро разжижают ткани трупа и способствуют его дальнейшему разрушению и подсыханию. Гофман указывал на огромное разрушительное влияние на труп личинок мух: "Совершенно свежий труп шестинедельного, хорошо упитанного ребенка я оставил 12 июня в секционном зале; 15-го труп был усеян шевелящимися личинками, 18-го он ими кишел, а 22-го труп был сведен ими до костей и сухожилий". [...]
Совокупные усилия бактерий и насекомых делают свое дело. Разжиженные части трупа частью поглотились личинками, частью всосались в землю. Прекратилось выделение газов, обнажились кости, остатки мышц и сухожилий подсохли. Труп перестал из¬давать зловоние. Мух уже не видно. Теперь им здесь делать нечего. Личинки их ушли в землю и закуклились. Не видно могильщиков, исчезли саприны. Но зато теперь труп во власти новых посетителей. Достаточно пошевелить его или перевернуть пал¬кой, чтобы обнаружить плоских черных жучков-мертвоедов (Silpha), которые обгладывают твердые останки трупа. К ним при¬бавляются новые обитатели - работники тления. Это жучки-кожееды семейства Dermestidae. К ним относятся небольшие жучки с цилиндрическим или овальным телом, пятичленистыми лапками и короткими булавовидными усиками, которые могут прятаться в глубокую щель на передней груди. Голова кожеедов сильно вытянута вперед. Обычно на лбу у них имеется один простой глазок. Тело густо покрыто волосками или чешуйками. Личинки в длинных волосках. Кожееды очень долго остаются на трупе, даже когда остальные обитатели его удаляются. Они доканчивают работу разрушения и очищают кости настолько, что на них почти ничего не остается. [...]
По Гофману, мумифицированные остатки только в течение второго года уничтожаются мириадами антрен (anthrenus) и клещей (acarus). Ссылаясь на Горошкевича, он указывает, что в разрушении трупа летом принима¬ют участие тараканы. Сюда же относится и моль.
В конце концов от трупа остаются хорошо очищенные кос¬ти да волосы, которые колышет ветер. Скоро один белый кос¬тяк напоминает нам, что здесь когда-то кипела своеобразная жизнь, так пышно расцветавшая на бренных останках чужой жиз¬ни.
Предложенная здесь периодизация биологического разложе¬ния трупа не охватывает всех его вариантов и применительна только к разрушению трупов, находящихся в местах, доступных для воздействия насекомых. Если труп недоступен для насеко¬мых, то возможны следующие варианты его изменения: гнилост¬ное разложение в чистом виде и разрушение его животными. При действии на труп соответствующих факторов может насту-пить естественная его консервация. Находясь в таком состоя¬нии в местах, недоступных мертвоедам, труп способен сохра¬няться длительное время (до прекращения действий на него факторов, вызвавших консервацию). Сюда относится «жировоск» (омыление трупов); возникает во влажной почве без доступа воздуха. Чем сильнее был развит жировой слой в момент смер¬ти, тем легче образуется жировоск. Жировоск легко образуется на трупах детей и алкоголиков. При нахождении трупа в тем¬ном, сухом и хорошо проветриваемом месте легко наступает мумификация, которая может наступить и на морозе. Главным условием является отсутствие влаги. При попадании трупа в болотистую почву происходит его консервация находящимися в ней консервантами. Это явление носит название "торфяное дуб¬ление". [...]
Трупы, помещенные в землю и недоступные для действия на них насекомых, подвергаются воздействию земляных или дождевых червей семейства Lumbricidae. Наиболее распро¬страненные Lambricus terrestis всеядны. Они поедают так¬же трупы животных, зарытых в землю. Длина норок достигает 30 см. Крупные виды червей из рода Dendrobaena прокладыва¬ют ходы на глубину до 8 м. Поедая трупы погибших от сибирс-кой язвы, черви могут разносить заразу. [...]
Плесневые грибки тоже принимают участие в уничтожении трупа, они образуются в могиле через 2 - 3 года. Различают три вида грибков: один бывает на гниющих, другой - на сухих или жирных трупах (приблизительно через год после смерти), третий - на костях. [...] Отжившие грибки оставляют на коже белые и чернова¬тые пятна, придавая им пестрый вид.
На трупах утопленников, лежащих в воде, встречаются по¬вреждения, причиняемые водяными жуками, водяными крысами и раками (Гофман). [...] В прес¬ных водах рек иногда на обнаженных частях трупа поселяется в большом количестве очень прожорливый бокоплав, или рак-блоха ( gammarus pulex ) и производит в коже мельчайшие отверстия.
Более значительные повреждения получаются при извлече¬нии трупа из воды, при вырубании его изо льда или же при сталкивании обратно в воду, если тело всплывет где-нибудь у берега. Последнее случается нередко во избежание хлопот и издержек на похороны. Плывущие трупы захватываются багром или другим орудием и часто при этом повреждаются. По мере гниения и мацерации (сморщивания кожи в воде) части трупа отделяются или, разрыхляясь, отрываются током воды и уно¬сятся течением. Поэтому обезображивание старых трупов уто¬пленников является обычным явлением. Рано выпадают волосы на голове, а также отделяется в виде перчаток кожица вмес¬те с ногтями рук и ног.

Подобно тому, как преобразованный оптический луч ки¬нопроектора образует внезапно в темноте мириады маленьких частичек, собирающихся по воле и вследствие определенных действий киноколлектива в движущиеся формы и фигуры, так и в кромешной тьме, ограниченной земной массой могилы, микроскопические организмы - скрывающиеся труженики - создают движение, неизменно следуя одному и тому же сценарию. Но, живущих суровыми законами могил, совсем не появляющихся на экране, их скорее можно было бы сравнить со зрителями, так же методично и рационально поедающими светящееся кинодейст¬вие, окруженное темнотой. И не страдающими переживаниями, а, в отличие от них, активно ползающими, борющимися, вынужденными защищаться от хищников.
Режиссеры и операторы, убегающие от земных героев в утопические дебри световых галлюцинаций так называемого «социалистического реализма», реально убегают в пустоту, с каждой новой попыткой еще более абстрагируясь, лишь изред¬ка ради напряжения спекулятивно и обобщенно показывая труп, на самом деле для следующего иллюзорного рывка, уводя людей от знания биологической смерти.
Создается светлое стеклянное здание Киномифа "соцреа¬лизма", лишь люди, страдающие психическими заболеваниями, своими галлюцинациями оживляют для себя это здание. А как увидеть это здание здоровым людям? Поместить в него труп и, наблюдая биофизическое разложение, предоставить людям возможность иметь объективное представление о биологической, физической, психической смерти. Что расширит понимание Мира.

Литература:
Ж.-А. Фабр. «Жизнь насекомых». Детгиз. 1939
Эд. Р. Гофман. «Пособие по судебной медицине». Советская медицина. 1929

Андрей Мертвый (Курмаярцев) – художник, писатель, участник движения «некрореализм», возникшего в начале 1980-х годов в Ленинграде по инициативе художника и независимого кинорежиссера Евгения Юфита. Объектом эстетического описания некрореализма оказываются условия существования человека, всегда уже стоящего на пороге смерти и всегда уже демонстрирующего патологию смещённых действий. Некрореализм переворачивал узаконенное в советской культуре отношение к смерти, он был рожден социальным протестом, любовью к абсурдизму и черному юмору, а также справочниками по судебно-медицинской экспертизе.

Kondratev inoekino.ru

Евгений Кондратьев - режиссер, актер, сценарист, художник. Он же Дебил, он же Enfant Terrible параллельного кино, он же Чёрная жемчужина Санкт-Петербурга. Родился в 1959 году в Рыбинске. Один из основоположников движения параллельного кино, получивший известность под псевдонимом Дебил. Начинал вместе с питерскими некрореалистами, позже создал собственное направление «новое дикое кино». Работал и продолжает работать в трэш-эстетике. Кинематограф Кондратьева признан классикой мирового экспериментального кино («Асса», 1984, «Труд и голод», 1985, «Нанайнана», 1985, «Грёзы», 1988 и др.)

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица