04 Апр

63-й БЕРЛИНАЛЕ: Пресса о фильме «За Маркса…»

63-й БЕРЛИНАЛЕ: Пресса о фильме «За Маркса…»

Ульрих Грегор

Свежий взгляд на старое советское кино, который переносит его в новую
систему координат.

Стив Вайермюллер, газета «Weltexpress»

Подобно Годару, Баскова ищет для своего фильма новую, необычную манеру повествования и находит ее в сочетании документального и постановочного. Множество цитат и ссылок, политические и искусствоведческие дискуссии в рамках фильма и даже само название, в котором многоточие не позволяет с точностью сказать, кому направлено основное послание картины  все это создает иронию. Однако, в конце становится ясно, что, несмотря на свою высокую степень духовности, человек сегодня все еще вынужден бороться за свою свободу.
Как таковой марксизм в этом фильме не затронут, однако его призрак в нем несомненно присутствует.

arsenal-berlin.de

Больше сосредоточившись на иронии, нежели на психологии, фильм умело и увлекательно затронул все виды исторических, литературных и эстетических дискуссий. По содержанию фильм напоминает героическую сагу, а для современного турбокапитализма характерными оказываются не революции, а сломленные герои и открытая борьба. В фильме представлены как традиции постановки по Брехту, так и голливудское кино – эффект отчуждения присутствует наравне с кровавыми сценами.
br.blouinartinfo.com
Показав в своем фильме «За Маркса...» группу рабочих сталелитейного цеха, основывающих независимый профсоюз, Светлана Баскова не смогла полностью отказаться от клише, пытаясь создать метафору классовой борьбы. По словам Маркса, история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй  как фарс. Фильм «За Маркса...» становится попыткой представить второй вариант повторения истории. Уже по своей форме «За Маркса...» разделяет классовую борьбу на две части: при появлении на экране рабочих ведется статичная съемка, свойственная всем фильмам о рабочем классе. Это позволяет неизменно следовать их вечным дискуссиям, которые, однако, резко прерываются за счет смены кадра. Напротив, как только в поле зрения возникают капиталисты, съемка становится подвижной и с нижнего ракурса.

Петер Коррель, berliner-filmfestivals.de

Злободневная тема, экранизация которой требует мужества и внимания к деталям. Как раз в последнем Светлане Басковой трудно отказать. Фильм «За Маркса...» представляет собой тщательное изучение показанной атмосферы. На фоне полуразрушенного крупного завода режиссер запечатляет изможденные лица рабочих и их полную забот повседневную жизнь среди товарищей. Впечатления, которые греют душу и одновременно заставляют задуматься. Безусловно, стремление Басковой показать российских заводских рабочих не как безнадежных пьяниц (стереотип, которым нередко злоупотребляет само русское кино), а как мыслящих и начитанных личностей достойно всяческих похвал. Однако это как раз тот случай, когда меньше значит больше. Зритель понял бы главное обращение фильма и без бесконечных дискуссий, а разговоры рабочих о теории кино вовсе излишни.
К тому же, послание фильма, критикующее капитализм, пропадает на фоне непомерной злобы заводского руководителя. Неважно, в капиталистическом ли, в коммунистическом или тибетском буддистском государстве – в любой общественной системе тот, кто встает на пути алчного черта, проигрывает. Хотя не исключено, что среди российского начальства попадаются подобные экземпляры, все же, если изначальной целью Басковой была критика системы, а не пороков отдельных личностей, то уместным было бы показать более человечного руководителя.
Желание Светланы Басковой разоблачить существующие недостатки – важное и мужественное решение. Хотя фильм «За Маркса...» вызывает сострадание к своим героям, его нельзя назвать ни критикой капитализма, ни увлекательным триллером.

Мани Бекманн, журнал "Zitty Berlin"

В фильме, представляющем собой порой грубую смесь из документалистики, агитпропа и художественного кино, режиссер Светлана Баскова выступает за нужды рабочих в условиях нового российского капитализма и объединяет черты диалектического театра (по Брехту) с плакатной кровавой драмой (в традициях голливудского кино). Смелый фильм, который в то же время сбивает с толку. Словно вызов к бою.
inforadio.de
Два в одном – малобюджетный фильм о социальном положении рабочих в российской провинции и семейная драма в духе Шекспира – возможно ли такое? Не похвалить этот содержательный фильм было бы просто непредусмотрительно. Фильму «За Маркса...» в действительности удалось ударить по больному месту постсоветского общества.
Картина «За Маркса...»  фильм о сегодняшней России, полный остроумия и уныния.

Франк Буркхард, jungewelt.de

Независимый профсоюз. История о стойких людях.

Режиссер представляет проблему в рамках слегка ироничной истории о любви, предательстве и проблеме отцовства, при этом не обходится без насилия, столь излюбленного в последнее время в российском кинематографе. Однако более важными режиссеру кажутся дискуссии философского и эстетического характера.
История простых людей и в России представляла собой историю классовой борьбы – так учил историк-марксист Михаил Николаевич Покровский, о тезисах которого, а также о влиянии "эффекта отчуждения" Брехта, спорят герои фильма. Несмотря на долгие диалоги в фильме, Светлане Басковой, повторившей в своей картине историю в виде горького фарса, удалось создать просветительский и в то же время увлекательный фильм.

Хайде Лангхаммер, lugula.org

Политическая направленность фильма не станет служить ему упреком, тем более что в последнее время политические фильмы считаются показателем хорошего вкуса среди интеллигенции. Однако, так как фильм "За Маркса..." не просто политический, но и довольно однозначно формулирует свое политическое послание, ему, возможно, не достает необходимой степени противоречивости, которую (парадоксальным образом) часто считают одной из важных составляющих политических фильмов.
Тем не менее, фильм заслуживает внимания, так как в своей манере обратить чувства зрителей в определенное политическое направление картина хранит верность традиции "Броненосца Потемкина" Эйзенштейна – фильма, ставшего классикой не столько за счет пропагандистской цели, сколько благодаря своей эстетике, ставшей основой его общественно-политического значения. Можно даже предположить, что Баскова цитирует Эйзенштейна тремя загадочными статичными планами своего фильма и тем самым как бы переворачивает известную метафору со львами. В то время как у Эйзенштейна оживает статуя льва, издавая грозный рев, создавая тем самым образ бунтующего пролетариата, Баскова трижды показывает грязную каморку, в которой рабочие завода трижды проводят собрания в защиту своих прав. Однако этой череде (собраний) суждено оборваться еще до того, как «разразится рев» (к сожалению, не только в метафорическом смысле).
Скорее всего, фильм стоит понимать как детально построенную параболу. Когда выясняется, что у отца деспотического владельца фабрики есть другой сын по ту сторону баррикады (на стороне порабощенных рабочих) – такой поворот уже сложно приписать случайности в рамках реализма. Также и семейная трагедия, разворачивающаяся после того, как один сын убивает другого, – далеко выходит за рамки семейного конфликта и принимает уже символический характер: Россия распадается на два общественных фронта, вражда которых может закончиться лишь в результате их взаимного уничтожения. В конце остается лишь безропотная покорность отца, не успевшего наладить отношения с блудным сыном.

filmanzeiger.blogspot.de

«Не надо снимать политические фильмы, а надо снимать фильмы политически"  кажется, это крылатое выражение Годара стало руководящим принципом для Светланы Басковой во время съемок "За Маркса...". Сама она называет свой фильм "неосоветским". Ни о чем не говорящая фраза. И вовсе излишняя, так как эта идея всецело выражена средствами кино.
Поражает то, с какой любовью Светлана Баскова показывает в своем фильме рабочих. Любовь, которая незамедлительно передается и зрителю. В течение трех эйфорически длинных, частью необрезанных кадров мы наблюдаем за тремя героями, за ходом их бесед, за их скромными, но успешными попытками уговорить коллег основать новый профсоюз.
Постепенно "За Маркса..." принимает форму трагической фабулы. Фабула о борьбе, цель которой  не потерять собственного достоинства в невыносимых условиях. И все это на фоне зимы, серости и грязи. Каждый раз, когда камера с отвращением бросает взгляд в кабинет начальства, становится очевидным, что у этих троих нет шансов. Горькая фабула превращается в кровавый фарс и достигает кульминации в ошеломляющем финале. Остается лишь единственная мечта: мечта о том, что, возможно, где-нибудь в этой России еще теплится надежда.

Макс-Питер Хайне, kultura-extra.de

По мнению Светланы Басковой, рабочие в России "и вообще народ" только сейчас начинают "осознавать новые экономические отношения, освобождаясь от инфантильности социалистической эпохи". Светлана убеждена, что "массовые протесты должны напугать власть", чтобы заставить ее думать,  как раз это и не удается участникам профсоюза в фильме. Так, единственным утешением для показанного в картине "За Маркса..." общества (где в своих интересах действуют не просто влиятельные, бесчестные и коррумпированные, но самые влиятельные, самые бесчестные и самые коррумпированные) остается лишь тот факт, что подобные фильмы все-таки возможно снимать.

Журнал «The Hollywood reporter»

Неомарксистская политическая драма Светланы Басковой имеет больше общего с Граучо нежели с Карлом.
Будь у Карла Маркса возможность лицезреть все художества, всю скверну от литературы и поп-культуры, последние сто лет источаемую вдохновившимися его работами энтузиастами, он бы точно перевернулся в гробу. Тем не менее, эдакий эксперимент в "новом советском" кино, показанный на этой неделе в программе Берлинале, хотя бы имеет интригующий зачин. Осознанный шаг назад в сторону жесткого соцреализма, совершённый художником, а также сценаристом и режиссером Светланой Басковой, есть ни что иное, как триллер-манифест, демонстрирующий борьбу вышедших из почившего коммунизма рабочих в условиях капитализма времен разгара экономического кризиса. Несмотря на то, что целевая аудитория осталась незатронутой, фильм безусловно найдет своего начитанного зрителя на будущих фестивалях и наверняка займет свою нишу на мировом рынке среди заинтересованных в прокате лиц.
К сожалению, Баскова и ее команда гораздо лучшего мнения о своем фильме, чем он есть на самом деле. Такой яркий и бескомпромиссный контраст между храбрыми, благородными, интеллигентными рабочими и жестокими капиталистами мог бы стать умелой ностальгической карикатурой, но неприятное ощущение неуклюжести не покидает. А когда один из диалогов приходит к аллюзии на брехтовскую технику отчуждения, которая была создана специально для того, чтобы вовлечь публику в политическое действо со всей его нарочитой искусственностью, становится понятно, что автор слишком уж скромна в деконструкции собственных драматических установок.

Кристиан Блумберг, de-bug.de

Берлинале 2013. И снова о политике.
Задачей Берлинале всегда было объяснить происходящее в мире. Так, в 2013 году снова в приоритете фильмы, воспринимаемые в рамках фестиваля как политические. И неудивительно: такое разнообразие фильмов о политике сейчас можно встретить, наверное, только в Берлине.
К счастью, в программе фестиваля по-прежнему есть место таким фильмам, как "За Маркса..." режиссера Светланы Басковой. Представленная работа является чуть ли не орудием классовой борьбы: начальники предприятия здесь  самые настоящие изверги нашего времени. Удивительным образом, именно за счет этого и выигрывает фильм.
Представленная история рабочего класса и в целом сценарий фильма местами кажутся преувеличенными. Именно такие безудержные преувеличения позволяют фильму "За Маркса..." выйти за рамки традиционной для фестиваля социальной критики, которая, однако, с точки зрения искусства нередко наводит на зрителей тоску. Вместо этого картина "За Маркса..." содержит откровенные кровавые сцены. В большинстве своем, подобные утрированные отрывки фильма контрастируют с четкой позицией режиссера, отраженной во всех сценах с бесцветными декорациями. Пугающе, но завораживающе смотрятся кадры, выполненные в реалистической манере с использованием цифровой ручной камеры, в особенности - съемки внутри завода: темнота, свет лишь от раскаленной стали, которая порой мечет брызги подобно вулкану. Это напоминает "Западную глубину" со Стивом Маккуином в главной роли ─ фильм о горняках, показ которого состоялся на выставке "Documenta 11". В случае с персонажем Пахомова темнота не столь всепоглощающая, однако, до "Победы над солнцем" (костюмы и декорации к опере создал Малевич) еще все же очень далеко.

Бьёрн Гельбих для critic.de

Российские участники профсоюзов идут в наступление, вместе с ними решительно выступает и представленный фильм. Уже само название подсказывает: картина "За Маркса..." - это фильм-тезис, а не современное диалектическое учение о социальном неравенстве в России. Это призыв, который словно берет на себя обязательство следовать особой традиции понимания мира. Режиссер Светлана Баскова сама утверждает, что ее фильм должен поддержать движение профсоюзов в России. Следовательно, очевидно, что режиссер претендует не просто отразить радикальный реализм или представить промежуточный отчет о социальной обстановке в России со стороны ─ нет: речь идет о том, чтобы заступиться, лично оказать противостояние, заявить о своей солидарности. Естественными форменными рамками для такого замысла стала критика. Картина "За Маркса..." полемизирует, радикализирует и демонстрирует.
"За Маркса..." нельзя обвинить в непристойности, несвоевременности или эксгибиционизме; по своей форме это фильм, который настойчиво проявляет инициативу, провоцирует и взывает к наступлению. Именно это делает фильм таким запоминающимся и впечатляющим. Выразительные средства отстранения Брехта и Годара, а также народный романтизм Гоголя метафорически представляют здесь народное движение в борьбе с метафорично понимаемым эйфорическим советским авангардом. Так, несмотря на окружающую суровую реальность, классовая борьба превращается в эстетическую игру «вопрос-ответ» ─ редкое сочетание, успешно отраженное в фильме.
Фильм "За Маркса..."  это и легкая метафоричность, и громогласная прокламация. Картина, вдыхающая новую жизнь в агитационное кино, несколько сдавшее в последнее время в своих позициях.
Бьерн Гельбих для kino-zeit.de
Редко название содержит в себе столь открыто адресованное обращение, как в случае картины "За Маркса..." российского режиссера Светланы Басковой. В ходе этого фильма, находящегося на грани мокьюментари, о бунте заводских рабочих становится очевидным, что классовая вражда по-прежнему имеет силу. Труднее, кажется, ответить на вопрос, достигла ли Баскова поставленной перед собой цели – с помощью фильма обратиться к широкой публике и вместе с тем поддержать движение профсоюзов в своей стране. В любом случае, режиссер проявил мужество, выбрав в качестве главной темы своего фильма конфликт между воспитанными в советское время рабочими и диким российским капитализмом.
Баскова интерпретирует события в России как феномен современной классовой борьбы и в этом следует учению Маркса. И хотя режиссер, с одной стороны, уделяет большое внимание реалистическому стилю – фильм снимался на настоящем заводе и частично с участием непрофессиональных актеров – своих персонажей она все же представляет в карикатурном виде.
Сцены на заводе крайне мрачные, однако, на редкость выразительные. Баскова находится на определенной дистанции к происходящему. Ее герои, ведущие беседы на фоне огромных машин, кажутся маленькими, потерянными, будто Давид и Голиаф. Все же, несмотря на впечатляющие моменты, в том числе неожиданную концовку, фильм «За Маркса...» в целом кажется несколько затянутым и требует от зрителя определенной степени выносливости.
Тем не менее, данная картина – смелый политический фильм, позволяющий взглянуть внутрь российского общества и объясняющий, по меньшей мере, некоторые причины того, почему система экономических и социальных отношений самой крупной страны мира переживает кризис вот уже двадцать лет. Баскова внимательно прослеживает грань между все еще живущей в сознании многих социалистической культурой труда и реально существующим освобожденным капитализмом, для которого чуждо слово «солидарность». К сожалению, Карлу Марксу не суждено увидеть картину «За Маркса...», хотя он, безусловно, также пожелал бы, чтобы фильм собрал большую публику (в особенности, в России) и действительно привел к лучшим условиям труда в стране.

Жоэль Шапрон

(Из интервью с Жоэлем Шапроном, ведущим специалистом компании "Юнифранс" по странам Центральной и Восточной Европы, иностранным корреспондентом Каннского кинофестиваля)
Очень заинтересовал меня фильм « За Маркса...». Он рассказывает историю создания на заводе независимого профсоюза. Такая тема затрагивается в российском кино впервые, и все, что касается истории создания этого профсоюза, действительно интересно. Вся социальная сторона очень хорошо сделана, даже если другие аспекты фильма мне не понравились.

Лесли Фелперин, variety.com

Говоря о безжалостном подавлении попыток современных заводских рабочих организовать независимый профсоюз, «За Маркса...» оказывается невероятно странным переосмыслением традиций соцреализма, что в итоге дает нелицеприятный, до непонятного забавный и абсолютно восхитительный результат. Соответствующий многим аутсайдерским характеристикам, последний фильм Басковой может в потенциале объединить многих фанатов треша русофильского толка из меньшевистских кругов. На родине картина дает шороху на неформальных показах, в особенности среди тех представителей публики, кто живет под железной пятой, точь в точь как главные герои.
Остается неясным, чем считать так называемый неосоветский стиль Басковой — угрюмым агитпропом или простой доведенной до абсурда постмодернистской шуткой.

Барбара Вурм

Баскова снова с нами - для того, чтобы еще раз поговорить о наиболее острой проблеме современного российского общества: об отношениях гражданина и конституции. Нет, речь пойдет не о Pussy Riot, не об ЛГБТ-протестах, не об искусстве для искусства, не о свободе слова и даже не о пресловутом политическом противостоянии со всем его разнообразием демократий, оппозиций и протестных движений. Я полагаю, все серьезнее. Небольшой провинциальный завод стал декорациями для истории об огромном пласте общества - о рабочих, которым никак не дают слово. Если раньше наши верования представлял слоган "объединившиеся люди никогда не будут побеждены" (Фр. Ржевский), то фильм Светланы доказывает, что в современном обществе эта марксистская идея запросто может потерпеть поражение (и не только оттого, что в наше время очередного "пост-" мультикультурализма так сложно объединяться). Постепенное уничтожение этого профсоюза (или, скорее, безжалостная селекция, проводимая новым олигархическим классом владельцев и управляющих) выглядит грустной сказкой неоавангардистского уклада (при этом совершенно необходимо серьезно относиться к невероятно ироничным аллюзиям на Годара, Тарковского и иже с ними) и напоминает доброй публике недавние попытки Зелимира Зильника в области документально-художественного антикапиталистического творчества. Что ж, вперед. За Маркса.

Елена Плахова, «Новые известия»

В программу «Форума» охотно включили «За Маркса...» – политическую притчу о попытках рабочих сталелитейного завода организованно противостоять капитализму в диком российском варианте. Картина прошла при полных залах и многих заинтриговала, так что сообщения некоторых предвзятых российских журналистов о ее «провале» не отвечают действительности. Фестивальная пресса, в частности влиятельная газета Variety, охарактеризовала ленту Светланы Басковой, снятую в стилистике соц-арта, как нечто среднее между «ретро-агитпропом» и «постмодернистской шуткой, доведенной до предела». В любом случае этот фильм, как и представленная в конкурсе «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, засвидетельствовал некий градус социальной активности. Именно этого давно ждут в Берлине от российского кино – и, кажется, на сей раз все-таки дождались.

Василий Корецкий, «Сеанс»

Каково же исходное намерение авторов «За Маркса»? Создать левое политическое кино? Или, возможно, если прибегнуть к годаровской риторике, создать кино политически? Наиболее вероятным представляется третий вариант: «За Маркса» — это не русский ответ на годаровский вопрос «как снимать кино политически», но перевод этого вопроса на русский язык. Возможно ли создание марксистского фильма в сегодняшней России? Что происходит при переносе практик партизанского кино1970-х в политико-экономическую ситуацию России 2010-х? Какие из пяти хрестоматийных инструментов левого искусства — реализм, дидактика, историография, рефлексия и инструментализм — пригодны для борьбы в этих условиях, а какие требуют пересмотра?..
Не имея возможности снабдить зрителя идеологическим инструментарием для борьбы, ведь сюжет фильма рассказывает о заведомо обреченной, недалекой практике трейд-юнионизма, «скучный фильм» пытается сам стать таким инструментом. Вывести зрителя из себя, взбесить его, заставить очнуться от кататонии, выбежать из зала, шумной толпой идти по улице, яростно жестикулируя в сторону витрин.

Светлана Баскова, «Русский репортер»

Новая оппозиция не устраивает своей невнятностью. По сути, они ничем не отличаются от путинского клана. Но хочется верить, что и лидеры сменятся, и внятность появится. Но пока что-то не очень получается. Гражданские инициативы – это замечательно, конечно, но самое главное – это иметь контакт с большинством. А для того, чтобы его иметь, необходимо для начала хотя бы не смотреть на это самое «путинское» большинство с презрением. И критически смотреть надо на жизнь. А не заменять одних ложных кумиров на других. Сначала Ельцин – герой, потом Ходорковский – мученик. Все это очень инфантильно. Не люди определяют форму, а идеи. Идеи в дефиците.

Анна Хофманн, критик, один из кураторов программ Берлинале-2013

Эта картина иронична, авторы не вдаются в психологию характеров, зато используют приемы левого искусства в довольно умной и увлекательной манере. Главного капиталиста — владельца сталелитейного завода — режиссер делает похожим на нефтяных баронов из американских сериалов, а членов независимых профсоюзов побуждает обсуждать тезисы марксиста начала прошлого века Михаила Покровского. Актуальность фильма — в понимании нынешнего этапа капиталистического общества, так называемого турбокапитализма, где нет места ни образам революции, ни героическим сагам, а протестующие герои оказываются в проигрыше. Турбокапитализм уже разорил почти полмира и продолжает разрушать остальную часть. Воссоединив приметы эстетики Брехта с его эффектом отчуждения, режиссер Баскова устроила в финале настоящую кровавую баню в духе голливудского зрелища. Это сочетание дает шанс заинтересовать острой социальной проблематикой не только киноманов или фестивальную публику, но и несколько большую аудиторию.
Зара Абдуллаева, «Труд»
У нас слишком долго не было политического кино. Появление фильма «За Маркса...» свидетельствует о том, что буржуазное общество таки построено. А в нем непременно должна проявляться болезнь левизны, не обязательно детская. Решение создать на заводе независимый профсоюз (тот, что есть, прикормлен начальством, являясь в сущности охранкой его интересов), и что из этого вышло — сюжет неожиданный в нашем обществе потребления и развлечения. Однако его протестную силу переоценить невозможно...
Плакатная стилистика фильма включает мелодраматическую линию, дабы повысить градус гражданского противостояния. Владелец завода прикажет ликвидировать зачинщиков беспорядка, один из которых окажется его братом-пролетарием, о существовании которого он не знал, а знал бы — ничего не изменилось. Этой же плакатной схеме не противоречат и евангельский образ Троицы (мизансцена в глубине кадра трех лидеров, исчезающих, погибая один за другим), и афиши советских фильмов «Калина красная», «Мы из джаза». Есть искушение вычитать в этой картине постмодернистскую иронию. Не по поводу пролетариев, к которым Баскова испытывает сочувствие, но в самой режиссуре, в работе с материалом, в использовании отработанных приемов. Так это или нет, важнее другое: вслед за оживлением униженных, схематичных героев должно возникнуть и новое революционное искусство. Поэтому фильм «За Маркса...» инициирует появление лозунгов: «За нового Годара... », «За нового Брехта...».

Михаил Трофименков, КоммерсантЪ

Самый актуальный фильм года - "За Маркса..." - сняла Светлана Баскова:
покинув гетто авангардистского трэша, она не поступилась своей
легендарной независимостью. Впрочем, сама идея снять фильм о гибели
горстки активистов независимого профсоюза в борьбе с ошалевшим
олигархом - да еще и без лирической линии - должна шокировать
киноистеблишмент сильнее, чем привычные по ее прежним фильмам потоки
крови и мата или сцены гомосексуального насилия. Получился
политический - в лучшем, годаровском, эстетическом, а не конъюнктурном
смысле - фильм. Баскова, вопреки примитивной логике, не нырнула в
псевдодокументализм, а перевела социально-экономическую коллизию на
язык шекспировских страстей.

Полина Барскова, kinokultura.com

Все элементы психологической карты Эйзенштейна (провокация, насилие и трусость), нашедшие своё отображение в «Стачке», Баскова использует во имя актуализации проблем, которые за 70 лет существования советского государства очевидно доминировали в официальной культурной парадигме. Как ни странно, медиа-источники окрестили Баскову глашатаем кругов альтернативного искусства, представители которых вновь поставили марксизм во главе андеграундной и антигосударственной идеологии. Присутствие нового левого крыла в современной российской культуре невозможно ни отрицать, ни игнорировать, и сегодня это идеологическое направление рождает больше вопросов, чем ответов. Новый фильм Басковой задействует наиболее актуальные из них: может ли вообще марксизм вернуться в Россию? Как связано это возможное возвращение с болезненным «первым пришествием»? Кто станет проповедовать новое учение, и как людям отличить зерна теории от плевел практики? Все эти пламенные и беспокойные вопросы делают фильм «За Маркса...» очень современным, противоречивым и самым стоящим кино 2012 года.

Анкета Берлинале 2013. Вопросы от журнала EXBERLINER

Еxberliner: Как бы Вы описали свой фильм одним предложением?

Светлана Баскова: Разве мы один народ – хозяева завода и мы?

ЕХ: Что подтолкнуло Вас к идее создания фильма? Благодаря каким событиям или мыслям Вы пришли к такому желанию?

С.Б.: Негодование от реалий современной России.

ЕХ: Как еще Вы могли бы назвать ваш фильм?

С.Б.: Альтернативы быть не может. Только «За Маркса...»!

ЕХ: Назовите, пожалуйста, сцену из фильма, которой Вы особенно гордитесь. Расскажите, почему.

С.Б.: Эпизод в проходной (перед уходом домой рабочие завода ожидают в проходной своих товарищей и, обсуждая предстоящий митинг, вспоминают и цитируют тексты Гоголя и Белинского, поднимающие вопросы о судьбе России, а также обсуждают системы постановки по Брехту и по Станиславскому – прим. редакции). В этом эпизоде я добилась наибольшей концентрации смысла. В предельно сжатой форме подняты все волнующие меня вопросы. Этот эпизод - своеобразный мой манифест. И политический, и эстетический.

ЕХ: Почему Вы снимаете фильмы?

С.Б.: Я этим живу.

ЕХ: Если бы Вы не снимали кино, то чем бы Вы занимались и почему?

С.Б.: Я была бы учителем в школе.

ЕХ: Как бы Вы отозвались о хорошем фильме?

С.Б.: Ого-го!

ЕХ: Назовите, пожалуйста, худший комплимент или лучшее оскорбление, которое Вы когда-либо получали?

С.Б.: Меня невозможно оскорбить – я взрослый человек.

ЕХ: Что будет написано на вашей могиле?

С.Б.: Это не имеет значения.

ЕХ: Что значат цифровые технологии для того, как Вы снимаете кино?

С.Б.: Это значит, что я могу на свои деньги снять фильм. Это значит, что я могу говорить.

ЕХ: Назовите самый раздражающий тренд или режиссера в современном кинематографе.

С.Б.: А тренд, ему уже двадцать лет: снимать добротную голливудскую продукцию.

ЕХ: Какой фильм прошлого года вам больше всего понравился?

С.Б.: «Страна приливов» Терри Гильяма. Не каждый год выходят стоящие фильмы.

ЕХ: Чего Вы ожидаете от поездки в Берлин?

С.Б.: Общения.

ЕХ: С кем именно вы хотели бы пообщаться на Берлинале?

С.Б.: С какими-то заинтересованными людьми для моего нового проекта.

ЕХ: Как Вам Берлин по сравнению с другими фестивальными городами?

С.Б.: Я не была раньше на Берлинском фестивале.

ЕХ: В Вашем фильме есть элементы фарса. Встречались ли вы с фарсом во время подготовки материалов?

С.Б.: Современная Россия – это сплошной фарс. Так что, при отсутствии подлинности, нам что-либо различить крайне сложно. Когда я показывала фильм рабочим, они говорили, что владелец завода - гротескный персонаж и не похож на реального. Когда я показывала фильм в Москве, люди, близкие к бизнесу, сказали: «Не знаю, как там достоверно показан рабочий или нет, но владелец завода точно из жизни! Я таких видел не мало». После многих лет Советской власти, когда обычный человек был лишен реальных рычагов влияния и, конечно, ответственности, люди, вошедшие во власть (и в бизнес), в подавляющем большинстве относятся к своему делу как к игре. Это слово, кстати, очень распространено в повседневном языке. Поэтому реальный бизнесмен как бы играет литературного бизнесмена из советских книжек. Для многих бизнесменов (да и депутатов) эта игра часто превращается в постоянный кокаиновый трип, ведь играть все время в высшей степени сложно. Мы сознательно показали владельца завода так, что возникает ощущение, что он все время под кокаином (начиная от грима и до его порывистых и несколько нереальных эмоций). Так что фарсом пропитана вся жизнь современной России. С точки зрения художника, это не так уж и плохо – дает много материала для работы.

ЕХ: Последний из персонажей остается в живых, настраивая рабочих против руководства. Вы действительно сталкивались с такими людьми?

С.Б.: Для него это тоже игра своего рода. Но он выживает, благодаря своему цинизму. Он дошел в этой игре до самого конца – до потери всех своих чувств. Возможно, благодаря тому, что сам был в униженном состоянии. Действительно, романтики игры 90-х годов сейчас уходят в прошлое. На их место приходят циники, уставшие уже от игры и потерявшие уже способность что-либо ощущать. Это можно ясно увидеть, посмотрев на так называемый «закон Димы Яковлева», контекст и предлог для которого переходит все критерии разумности.

ЕХ: Ваш герой мог бы быть персонажем "Мертвых душ", хотя он не знает об этом. Возможна ли невинность в сегодняшней России?

С.Б.: На другой стороне «баррикад» как раз и располагается невинность. Большинство людей просто не знает, как жить при подобном игровом капитализме. Играть они не хотят или просто не могут – средства не позволяют – а жить реальностью в тотальной игре крайне сложно. Главный герой ведь все время сомневается буквально во всем. И в этом он очень уязвим. Эта уязвимость свойственна абсолютному большинству. Потому в России так и не возникает реальной политической оппозиции с реальной программой и задачами.

ЕХ: Цитаты из кино и литературы похожи на фирменные шутки. В чем их цель — в комментариях или в развлечении?

С.Б.: Это ответ на режим постоянной игры. Игру можно побороть правильными цитатами. Тем более, что советское образование это позволяет. Чем можно ответить на наше чисто игровое православие? Цитатой из Белинского. А как ответить на новый праздник 4 ноября (день народного единства – еще один элемент фарса)? Мыслью историка Покровского: «Разве мы один народ – хозяева завода и мы?»
Для нас это точно не забава. Для нас цитаты стали оружием.

ЕХ: Является ли фильм высказыванием о сегодняшней России?

С.Б.: Художник – не политический деятель. Он не отвечает на вопросы, а ставит их. И часто ставит их даже помимо своей воли. Я, например, очень трепетно отношусь к своей стране, но у меня не получается делать патриотические фильмы. Если уж мы вспомнили Гоголя, то очень верна его история со вторым томом «Мертвых душ». Он хотел написать патриотическую вещь. Но не смог. И все, что написал, сжег в печи. Поэтому этот фильм - не столько комментарий, сколько вопрос. И если в этой работе Россия увидит себя – это значит вопрос был поставлен правильно.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица