04 Апр

ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «Якиманка (90-е годы)»

11 апреля в малом зале Государственного Центра Современного Искусства состоится премьера нового документального фильма «Якиманка (90-е годы)».

Фильм посвящен истории появления и развития первой в Москве крупной институ-ции, благодаря которой современное искусство буквально обрело свой «дом». Здесь отрабатывались новые формы взаимодействия художника и куратора, художника и галериста, художника и зрителя. Вместе с основным выставочным залом Центра, здесь открылись фотогалерея под названием «Школа», галерея Марата Гельмана, галерея «1.0», галерея «Сегодня», «Архитектурная галерея», галерея наивного искус-ства «Дар». Благодаря существованию ЦСИ на Якиманке стали возможны многие рискованные эксперименты и необычные формы гуманитарных исследований. В фильме основные участники процесса рассказывают о своем участии в нем, и в преддверии премьеры мы печатаем некоторые из их высказываний.

«Многие инициативы Центра на Якиманке превратились в институции. Якиманка была тем самым котлом, переварившись в котором, кто-то исчез, а те, кто остались, они сегодня во многом и формируют современную культурную ситуацию». Ирина Коробьина, руко-водитель «Архитектурной галереи»

«Если рассматривать как совсем чудесные, волшебные времена Фурманный, когда вдруг появились толпы любителей искусства, бегающих по этажам, немыслимые толпы худож-ников, их девушек, семей и так далее, и уже было непонятно, кто художник, а кто болель-щик, то начало 90-х – это начало создания институций, то есть кристаллизация именно организаций». Сергей Шутов, художник, руководитель «Лаборатории новых медиа» (1994-95) (не вошло в фильм)

«Это было настолько перенасыщенное искусством пространство, что там можно было да-же в галереи не ходить, там просто можно было сидеть во дворе и быть в курсе». Сергей Тарабаров, директор галереи наивного искусства «Дар»

«Мы все ценили это комьюнити, этот наш дворик, то, что можно собраться, что каждый человек, связанный с искусством, который попадает в Москву, обязательно придет к нам. Хочешь - не хочешь, а все дороги ведут в Рим». Марат Гельман, создатель и руководи-тель «Галереи М.Гельмана»

«Самым интересным и самым важным было как раз то, что все получалось впервые. То есть вот сама форма галереи как такой институции... ну, не институции даже, а культурного проекта». Андрей Ковалев, арт-критик

«Успешность проекта – это его убедительность. В этом смысле проект был успешный, по-тому что он был убедительный. Если говорить о какой-то социальной категории, то он не обязательно должен быть известен в средствах массовой информации, но он должен войти как бы в плоть и кровь хотя бы профессионального сообщества. То есть он должен повлиять. Успешный проект, по-моему, должен повлиять на мышление или на действие профессионального сообщества». Анатолий Осмоловский, художник (не вошло в фильм)

«В то время все жили этими ожиданиями, энтузиазмом, ну, я по крайней мере (за всех трудно говорить). И просто делали. Потому что это казалось чем-то очень важным, было какое-то иррациональное чувство, что надо просто фигарить это искусство всеми силами и не думать о том, зачем ты это делаешь, наверное, для какой-то самоидентификации». Алексей Шульгин, художник

«Мы можем сказать про некий культурный контур, который был другим, и поэтому люди по-другому относились к этому. Искусство было все-таки больше похоже на религию, бы-ло как бы таким высшим предназначением. Естественно, что уже в это время никто так это вслух не произносил, но, в общем, это занятие не такое, как все остальные, абсолют-но. И люди этому отдавались сильнее. Интереснее было экспериментировать, делать что-то странное». Владимир Левашов, куратор ЦСИ, куратор галереи «1.0»

«У всех было ощущение того, что мы все вместе делаем общее дело, что Центр современ-ного искусства – это некий прообраз, некая завязь, почка, из которой должно прородиться будущее русского искусства, его инфраструктура и его новая постсоветская модель разви-тия». Виктор Мизиано, художественный руководитель ЦСИ (1992-97)

«Потому что эти несколько галерей, которые тогда были в ЦСИ, сделали очень важную работу: они разрушили огромную машину под названием «Союз художников». Дело в том, что у «Союза художников» были фонды, санатории, тысячи мастерских. Но главное было то, что они были художественным начальством, и что они определяли, кто главный, кто не главный и так далее. В то время как раз была идеализация рынка. То есть, что ры-нок – это лучший, идеальный механизм. Он оказался не идеальным, но все равно лучшим механизмом, чем механизм «Союза художников». И эти несколько галерей, фактически, сломали монополию «Союза художников»». Марат Гельман, создатель и руководитель «Галереи М.Гельмана» (не вошло в фильм)

«Проекты Центра были, по-моему, чрезвычайно интересны. Чрезвычайно. И несопостав-ление этих проектов... Потому что в один день или в течение одной недели открывались просто чуть ли не диаметрально различные выставки, и происходили различные события». Леонид Бажанов, основатель и художественный руководитель ЦСИ (1990-92)

«Я не знаю аналогов той обстановке содружества, созвездия, такого художественного квартала, квартала искусства, где все представлены в искусстве». Михаил Хазанов, ар-хитектор

«Это был какой-то очень плотный бульон, в котором происходили какие-то эстетические подвиги или какие-то этические не подвиги, а, скажем так, нарушение рамок и табу». Ирина Меглинская (Пиганова), создатель и руководитель фотогалереи «Школа»

«Все проекты для меня были важны тогда. Каждый проект хоть чуть-чуть развивал ситуа-цию, хоть чуть-чуть продвигал искусство видеоарта и в целом современное искусство вперед и каждый раз помогал понимать художникам, что это такое». Нина Зарецкая, со-здатель и руководитель Арт Медиа Центра «TV Галерея» (не вошло в фильм)

«То время было посвящено открытиям. То есть, каждый шаг был новым, и каждое тело-движение, в общем-то, было как откровение. И если бы на Якиманке не было этого цен-тра, то не было бы ни Бренера, ни Кулика». Сергей Шутов, художник, руководитель «Лаборатории новых медиа» (1994-95)

«Сокращение дистанции между образом и реальностью – это отказ от искусства, это на самом деле переход, что называется, непосредственно в политику или реальную жизнь. И у нас была некая утопия вот этого движения и сокращения этой дистанции». Анатолий Осмоловский, художник

«Новое – это риск. Да, ты можешь не попасть, но если ты попал, то это и есть реальность. В 1990-е мы попали. И тогда это никому не понравилось, тогда это показалось каким-то грубым, брутальным». Олег Кулик, художник

«Если, с одной стороны, мы жили в чудовищной нищете, и рядом с нами создавались ка-кие-то невероятные реальные состояния, и шло первичное накопление капитала, то на самом деле то, что происходило на территории Центра современного искусства, было первичным накоплением, только символического капитала». Виктор Мизиано, художе-ственный руководитель ЦСИ (1992-97) (не вошло в фильм)

"Якиманка (90-е годы)", 2012, 53 мин, документальный
режиссер Андрей Сильвестров
сценарий Люся Артемьева
второй режиссер и редактор Юлия Овчинникова
оператор Александр Тананов
монтаж Сергей Вишневский
музыка Ираида Юсупова
графический дизайн Алексей Склизнев
продюсеры Михаил Миндлин, Екатерина Меликсетова, Алексей Ханютин
производство СИНЕ ФАНТОМ, АРТ-ПРОЕКТ

Центр современного искусства на Якиманке - одна из важнейших институций со-временного искусства 90-х годов в Москве. Именно здесь была создана первая от-крытая площадка для любых форм самовыражения. Здесь появлялись новые ху-дожники, галеристы и кураторы, происходили главные события художественной жизни последнего десятилетия ХХ века.

foto-so-semok-Yakimanka 90-e-godi

Kadr-iz-filma-Yakimanka 90-e-godi Performans-Olega-Kulika

Kadr-iz-filma-Yakimanka 90-e-godi Performans-Yuriya-Leidermana

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица