01 Янв

Первородный эскапизм: план побега в общих чертах

Возможность создания виртуальной реальности, вторжение симулякров в повседневную жизнь, имитация и фальсификация действительности различными структурами власти – эти явления находятся в центре внимания современных философов, культурологов, футурологов, журналистов.

Тем не менее, глубинные причины идущих процессов не до конца осмыслены и ясны. Научно-технический прогресс, давший в руки человеку практически безграничные возможности по созданию искусственной среды, – это результат финального этапа эволюции сознания homo sapiens, и сам по себе он ничего не объясняет. Чтобы лучше увидеть текущую расстановку сил в культуре, которая становится на наших глазах глобальной, нам нужно проследить развитие человеческого воображения с самого начала, ab ovo, с тех пор, когда наш вид еще мало отличался от других человекообразных обезьян.
Первым шагом на пути из животного царства, предопределенного относительно простыми инстинктами и реакциями на окружающую природную среду, к человеческой свободе стало раздвkubrcikоение мира – в мутировавшем мозге обезьяны вдруг появился не только данный мир, но и заданный, порожденный воображением (это событие по эпохальности можно сравнить разве что с Большим взрывом и рождением Вселенной). Зазор между двумя мирами, действительным и возможным, поначалу был незначительным, микроскопическим, но он быстро стал разрастаться – собственно, это раздвоение и запустило процесс формирования человека из обезьяны: то, что во внешних своих проявлениях описывается как начало использования орудий труда, различные анатомические изменения, появление протоязыка и проч., имеет простое внутреннее объяснение – мозг homo sapiens приобрел уникальную по сравнению с другими животными способность – способность свободно оперировать образами, выделять из фона часть, вырывать ее из природного, естественного контекста, менять окружение, обрывать старые и устанавливать новые связи. То есть некие первоначальные мутации случайным образом усложнили мозг человека так, что он приобрел новое качество – способность с помощью воображения создавать копии реальности, которые немного отличаются от основной ее версии.
Это породило эффект положительной обратной связи, вылившийся в взаимообусловленное развитие тела и воображения – человек менял внешнюю реальность в соответствии с внутренней, а эта измененная внешняя реальность, в свою очередь, стимулировала усложнение внутреннего мира. Стабильная до этого система еще животного сознания стала проявлять тенденцию к неустойчивости, возникли так называемые незатухающие колебания, и сознание стало приобретать человеческие черты, запустился механизм генерации виртуального мира культуры.
Важно еще раз подчеркнуть, что эволюция человека изначально, в самом своем зародыше, началась с умножения реальностей, это можно назвать первой ступенью виртуализации – мозг обезьяны благодаря счастливой или трагичной случайности (или божественному промыслу) вырвался из оков животного царства на свободу. Но эта освобождающая мутация не возникла сразу у всех представителей популяции, а у тех, у кого возникла, она проявлялась в разной мере. Неравенство способностей, единичность гениев среди обезьян привели к необходимости решать сложнейшую задачу – нужно было обеспечить механизм передачи уже совершенных открытий от поколений к поколениям и плюс к этому научиться так влиять на мозг своих соплеменников, чтобы максимально стимулировать развитие их воображения. Появляются обряды как нечто, навязанное одними, более развитыми представителями популяции другим, менее развитым, но более многочисленным. Большинство не может творить, но может повторять. Так зарождается культура, ее мы можем назвать второй ступенью виртуализации – это вынутые из головы и воплощенные в том или ином материале образы, вторжение заданного мира в мир данный.
Целями культуры, ее терапевтического воздействия на реципиента, на протяжении десятков тысячелетий являются экстаз, шок, удивление, ощущение тайны – всё то, что может выбить из рутинной колеи стандартного восприятия, все то, что активирует воображение, заставляет мозг работать на грани своих возможностей, все то, что «остраняет» и отстраняет действительную реальность, показывает ее потенциальную пластичность, податливость и одновременно вырывает человека из ее контекста, противопоставляет субъект и объект. Сознание постепенно рвет связи с природой, чтобы взглянуть на нее новым, отстраненным взглядом. Этими целями формирования человека как существа, обладающего мощным воображением, объясняются и кровавые жертвоприношения, иногда достигающие промышленных масштабов, и употребление различных веществ, вызывающих измененные состояния сознания. Создатели и агенты такого культурного воздействия – вожаки стаи, жрецы, шаманы – это те, кто обладал преимуществом более развитого воображения, те, кто экспериментировал с границами восприятия. Изобретение языка как привязки звуковых образов-ярлыков поначалу к наличным и непосредственно воспринимаемым объектам, а потом и к копиям этих объектов, сохраненным в памяти, при таком ракурсе рассмотрения не кажется чем-то из ряда вон выходящим, скорее закономерным и неизбежным.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица