02 Апр

Mens et Manus. (головой и руками)

Колонка Софьи Гавриловой ЛАНДШАФТ

Вообще я собиралась писать большой текст про выставку Беренис Эббот в МАММе. А о ней стоит написать подробно и хвалебно. Карьера ученицы Ман Рэя в мире науки и искусства начинается в середине 40-х годов прошлого века, когда она становится фоторедактором в журнале Science Illustrated и проводит ряд мероприятий по реформированию Комитета по изучению естественных наук в США, где впоследствии она получает должность штатного фотографа. Пресс-релиз на сайте МАММа проливает свет и счастье на душу человека, пытающего выстроить взаимоотношения между наукой и широкой публикой.


Но вдохновившись этим материалом, я решила попробовать найти в Интернете материал по научной фотографии.
Первое, что мне попалось – сайт компании visual science с огромной фотографией «самой детальной на сегодняшний день 3D модели вируса папилломы человека. Этот вирус заражает клетки кожи и слизистых оболочек, вызывая появление бородавок. Некоторые патогенные штаммы способны приводить к образованию раковых опухолей, в частности, практически все случаи рака шейки матки связаны с папилломавирусами». Прости, Беренис. Картинки вируса Эбона завораживают особенно по соседству с пластиковой моделью ВИЧ и моделью «ВИЧ в разрезе». На этом фоне четкие попадания Беренис Эббот, спрятанные в глубине МАММа, выглядят устаревшими и несчастными.
Кроме этого, конечно, в качестве научной фотографии нам подсовывают конкурс «Наука – это красиво!» (один из членов жюри, кстати, владелец компании visual science, о которой шла речь в прошлом абзаце), хотя я далеко не уверена, что наука должна обладать эстетической ценностью, если это не разработки в области пластической хирургии.
Далее следует «Праздник фотографии и науки» – на выставке «можно узнать, как выглядит сердце папоротника, почему одинокие самки эфиопских термитов сбрасывают крылья во время дождей, и кого напоминает след от полёта ракеты «Союз», запущенной с космодрома Плесецк со спутником «Меридиан» на борту». Супер, да? Самки эфиопских термитов!
Отличие выставки Эббот в МАММе от попсового ширпотреба, жвачкой которого нам забивают челюсти и мозг, заключается именно в процессе сотрудничества.
Здесь стоит обратиться к другому важному событию, которое случилось этой осенью – в МГУ открывают центр современного искусства. Первый круглый стол прошел в январе, программу развития приняли, во главе – умная и квалифицированная команда. Друзья, мы на вас рассчитываем! Музей землеведения, практикумы по физике, текстуры, формы, кабинеты профессоров – я искренне надеюсь, что МГУ подтвердит звание университета мирового уровня и создаст на своей базе полноценный междисциплинарный центр, а если еще появится возможность собрать коллекцию...
Однако иногда такой диалог заканчивается странным непониманием и скандалом в общественном пространстве. Например, не сложившиеся и вынесенные на всеобщее обозрение отношения художника Хаима Сокола и студентов ВШЭ в рамках подготовки выставки во время V Московской биеннале современного искусства. Совершенно не хочется вдаваться в подробности, кто кого обидел (все есть в Интернете). Интересен сам факт – пришел очень интересный художник к студентам одного из лучших ВУЗов страны, а контакта нет. А реальности разные. Языки разные.
Центры искусства, музеи, картинные галереи – не редкость в мировых университетских кластерах, и часто в них хранятся действительно выдающиеся произведения искусства. Лидером такого сотрудничества является, безусловно, MIT – Массачусетский Институт Технологий, который давно и плотно удерживает пальму первенства в сотрудничестве науки и искусства (кстати, именно из его коллекции привезли работы Беренис).
Политехнический музей, который, к сожалению, не имеет сейчас какой-то более или менее законченной физической формы, долгое время был (неосознанно) таким кластером и центром – свободы, поэзии, музыки.
Сходите, пожалуйста, на выставку в МАММе. Следите за действиями ЦСИ МГУ, сходите на выставку, посвященную льду в Лабораторию Art and Science Space в декабре. И черт с ним, с вирусом папилломы человека и с самками эфиопских термитов. В конце концов, вирусом папилломы болеют 90% населения земли, а термиты в наших широтах не водятся. А вод лед – это что-то нам близкое и насущное.

Софья Гаврилова – художник, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей географического факультета МГУ, выпускница школы фотографии и мультимедиа им. Родченко

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица