02 Апр

Аттракционы в Парке Горького

Колонка Софьи Гавриловой «Ландшафт»

В начале августа в Москве открылась выставка, которую невозможно не осветить в рамках данной колонки – Lexus Hybrid Art. Все, что связано с этим событием, – открытие, место проведения, политика на входе, спонсоры (среди которых модный бар –междисциплинарный институт «Стрелка» и журнал «Сноб»), художники и их работы – представляет для нас интерес примерно сравнимый с трепетом врача, который вскрывает труп человека, скончавшегося от неизлечимой болезни и превратившегося в богатый материал для исследований.


«Современное искусство движется навстречу зрителю с тем, чтобы стать, наконец, понятным», - первый тезис на сайте проекта, который задает тон всему дальнейшему отношению к этой выставке – ведь современное искусство никогда не преследовало целей быть «наконец понятным». Можно долго критиковать удаленность искусства от массового зрителя, но это ровно настолько же проблема аудитории, сколько и территории искусства. Спускаться на уровень подготовленности среднестатистического потребителя Lexus'а и оправдывать это расширением границ территории искусства – заранее снижать уровень проекта.
На фоне разворачивающегося в социальных сетях негодования по поводу отмены льготных билетов в музеи для школьников и студентов политика «Visa Happy Hours: каждый день работы выставки с 19:00 до 20:00 – бесплатный вход для держателей карт Visa Gold, Visa Platinum, Visa Infinite» выглядит оторванной от реальности – ведь явно не у этой аудитории может возникнуть проблема заплатить 250 рублей за вход. Хотя, надо отдать должное, льготные билеты тоже есть.
Несмотря на то, что на выставке есть интересные работы, и пространство внутри Манежа организовано очень чисто и профессионально, ощущение, что вся представленная история – продуманная рекламная кампания, не покидает ни на секунду. Впрочем, такая цель и не преследуется – при входе, рядом с интерактивными стойками для голосования за лучший проект паблик-арта, на большом экране транслируются рекламные ролики Lexus, которые периодически перебиваются финалистами конкурса короткометражек, организованного Lexus.
Интерактивность – еще один главный тезис всего проекта – навязчива и присутствует на разных уровнях – в работах, в чересчур приветливом и внимательном отношении к зрителю со стороны смотрителей и в более чем понятных «Картах арта» – буклетах про выставку. Если всего этого Вам мало, чтобы почувствовать комфорт и заботу Lexus, то бесплатный Wi-Fi на территории всей выставки – в Вашем распоряжении. Главное – чтобы поняли, не остались наедине с собой ни на секунду и не почувствовали ничего, кроме захватывающего ощущения американских горок. Как уже было сказано, способствуют этому и смотрители-экскурсоводы, плавно присутствующие в прохладной полутьме – «Девушка, вы не с той стороны смотрите», «А похлопайте погромче», «А почему вы не хотите сыграть в нашу компьютерную игру?», «Вам не понравилось произведение? Вы очень быстро оттуда вышли, может Вам объяснить? Не надо, поняли? А тогда как вы понимаете связь произведения с текстом к нему?». Возникает постыдное ощущение, что от тебя как от зрителя требуют пройти экзамен на профпригодность.
Обидно, что продираясь через все мягкие, приветливые и гладкие украшательства, сложно сохранить свежесть взгляда и непредвзятое отношение к работам. Кроме действительно вторичных и навязчиво аттрактивных («Партитура» бразильского художника Каду, принцип которой был реализован еще в середине двухтысячных детской студией под руководством Михаила Лабазова, «Octoloud» группы SuperUber, предлагающей Вам поиграть в интерактивную компьютерную игру с другими посетителями выставки, «Цвет тени» Пузенковых) попадаются более интересные истории. Например, «Зеркало, перпендикулярное биссектрисе, проведенной между двух пар глаз» Юлиуса Фон Бисмарка, которое сводит Ваш взгляд со взглядом незнакомца в пространстве проекта, отчего в первый раз ты невольно вздрагиваешь. Или же, фаворит выставки – «Эфемерное вторжение» Хидеми Нишида и Теппей Коссеки – огороженная территория, заполненная огромными мягкими полупрозрачными шарами, на которые проецируется видео. Последняя не может претендовать на оригинальность (особенно если учесть текст, который нам рассказывает, что шары олицетворяют социальные сети и массовые медиа, которые вторгаются в наше личное пространство), но, по крайней мере, не настолько откровенно требует от нас умиления и восторга (на третий день работы выставки все шары были заклеены во многих местах прозрачным скотчем: «Ну вот приходят же люди с острыми предметами, протыкают их»).
Зачем уделять столько внимания такому странному событию? Последний месяц лета в Москве, жара, центр, новый облик Манежа, большие баннеры с рекламой выставки – народ честно идет и платит 250 рублей, чтобы посмотреть протюнингованную рекламу одной из самых дорогих машин в мире. Все рады, что искусство может быть таким – мягким, красивым, обтекаемым, дружелюбным и понятным. Этот проект идеально отвечает ожиданиям людей от «нормальной выставки современного искусства» – тебя уносят от фонтанов на манежке, в которых купаются уставшие от испепеляющей жары, и некрасивых полуголых-полупьяных тел в недосягаемый мир дорогих, роскошных автомобилей и непонятных простому смертному высоких технологий вкупе с современным искусством.
Такие территории, как Манеж, имеют более широкую аудиторию, чем небольшие галереи или выставочные площадки, где художник и куратор обращаются чаще всего к небольшому кругу профессионалов. Политика «сделать так, чтобы было понятно и приятно» и чрезмерное заигрывание с аттрактивностью могут бесконечно оправдываться, но очень жалко, что, используя и так наиболее попсовый бренд Science Art'а, зрителю не предлагают напрячь чувственный или мыслительный аппараты.

Софья Гаврилова – художник, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей географического факультета МГУ, выпускница школы фотографии и мультимедиа им. Родченко

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица