02 Апр

Шкура неубитого

Колонка Софьи Гавриловой «Ландшафт»

В начале сентября меня пригласили на выставку в прекрасный норвежский город Тромсе – северные сияния, чудесная компания, горы и искусство. Вся поездка заслуживает отдельного большого материала, но сейчас мне хотелось бы остановиться на другом. В один из моментов обсуждения искусства возник вопрос, где в моей работе заканчивается картография, и начинается искусство. Я очень боюсь таких вопросов, сразу ощетиниваюсь и с блеском в глазах доказываю легитимность своего присутствия в выставочном пространстве.

На самом деле, этот вопрос мне кажется чрезвычайно важным и актуальным, ведь речь идет о соответствии формы содержанию, законности нахождения одного или другого высказывания в соответствующей среде. Междисциплинарность не признается академической наукой, исследовательский контекст в искусстве воспринимается как вынужденное расширение границ в постмодернистском тупике. В результате целая группа проектов, мыслей, идей, чувств остается проговоренной в узкой среде Жан-Жаков и Маяков с всегдашним вздохом: «Ну, мы на это не найдем никаких денег» или «Слушай, ну на какой территории и в какой форме это высказывание делать?» Проекты зависают на стадии концепта, потому что, к сожалению, ни одно из укоренившихся в российской системе институциональных подразделений не готово это принять. При этом, та территория, на которой это высказывание будет сформулировано, имеет огромное значение.
Такое разделение – исключительно наследие советской системы: предложив мне пройти стажировку в University College of London по направлению развития городских систем, мой руководитель несколько раз подчеркнул, что они очень рассчитывают, что я не буду писать тонны научных статей, а сделаю art piece. Ситуация такого «заказа» со стороны английских коллег тоже неоднозначна, но, по крайней мере, они признают наличие различных форм высказывания.
Требование четкой самоидентификации – «так ты художник или ученый?» - занимает первое место в моем личном хит-параде дурацких вопросов. Очень странно каждый раз слышать это и поражаться, насколько даже сейчас, в 21-м веке, в сознании коллег по цеху понятие «художник» до сих пор сакрализируется. От человека требуется четкий ответ и клятва кровью – ты в нашей песочнице? Ты, также как и мы, – избранный? Вокруг меня большое количество прекрасных, думающих, чувствующих людей, которые не понимают, как определить свой род деятельности и что писать на визитке. Людей, которые не принимаются ни художественным сообществом, ни корпоративной системой, ни академической.
Институт «Стрелка» первым в Москве ввел моду на междисциплинарные, очень красивые по форме и иногда удачные по концепту проекты, однако большинство выпускников растворяется в московской среде, не формируя нового сообщества, и чаще всего встраивается в существующие системы.
Есть оборотная сторона медали. «Слушай, у нас проект – надо с 9-ти классниками поставить оперу, спектакль, мюзикл и снять фильм. Ты же сможешь, ты креативная!» Все попытки объяснить, что я не профессиональный режиссер и с трудом представляю себе, как общаться с подростками, приводят к обидам и непониманию.
Так вот ответила я на тот самый вопрос в Тромсе «Где заканчивается картография и начинается искусство» вопросом «А насколько на самом деле это для нас важно?» Насколько до сих пор форма и территория, на которой ты говоришь, важнее того, ЧТО ты говоришь? Сколько мы еще будем привязываться к лингвистическим штампам и каждый раз переписывать свое CV в зависимости от того, куда мы его отправляем? Может пора уже прекратить деление территории и заменить сообщество непрофессионалов, берущееся за любую работу, фундаментальными междисциплинарными исследованиями?

Софья Гаврилова – художник, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей географического факультета МГУ, выпускница школы фотографии и мультимедиа им. Родченко

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица