28 Апр

Когда мы разучились воображать?

Софья Гаврилова – художник, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей географического факультета МГУ, выпускница школы фотографии и мультимедиа им. Родченко

Наконец у меня дошли руки до одной из самых желанных книг последнего времени – «Истории Иллюзий» Умберто Эко – потрясающей истории воображаемых и иллюзорных территорий. Красивые картинки и красивые мечты. Карты – совершенно особый жанр репрезентации территории. Очень долгое время он находился между двух стульев – между точными науками и искусством. Мы все очень любим разглядывать старые карты и восхищаться придуманными автором морскими чудовищами или несуществующими городами. С легкой ностальгией мы разглядываем размытые контуры доколумбовской Америки или европейские догадки относительно очертаний Австралии. Но на границе XIX-XX веков картинка меняется – и вместо авторского произведения мы видим (как нам кажется) достоверный документ. Мы начинаем этому верить. В этот момент из картографии уходит вольность и свобода – вводятся четкие международные стандарты репрезентации территории. Весь XX век картография развивает свой инструментарий, свою технику, но не теорию и не визуальный язык, который склеивается и скукоживается в сухую картинку «полу-елки-полуберезки» на месте смешанного леса. Меня всегда поражало, какой силой обладают современные карты. Мы подвергаем жесткой критике любой инфоповод, разоблачаем ложь в новостях, но слепо верим Google maps и Yandex-картам, пока не увидим, что в минимальном масштабе в Google Гренландия размером с Африку. Мы забываем, что есть люди, которые производят отбор объектов, которые нам показываются, выбирают цвета, дизайн и добиваются нужного впечатления. Мы верим картам. Больше, чем любой другой информации. А посмотрите на карту своего района критически? Сравните территорию России в разных проекциях! В конце концов, посмотрите на приписку Яндекса – границы государств даны на 15-ое марта, то есть до признания Россией референдума по Крыму.
Я была удивлена, когда мои студенты все в один голос рассказали мне, что, приезжая в незнакомый город, первым делом загружают карты в телефон и дальше познают его, ориентируюсь по ним. Не ходят, блуждая и узнавая, а доверяют картам.
Начиная с рубежа XIX-XX веков картография вынуждена четко институционально разделиться – вся теория развития языка уходит на территорию искусства (сложно вспомнить современного художника, который не обращался бы к теме карт), все развитие техники и практики остается обслуживать потребности науки. Относительно одного и другого пути написано большое количество литературы, критических статей, защищаются диссертации. Но никто не рассматривает картографию внеинституционально, вне рамок, привитых XX веком. Практически нет трудов, которые показали бы нам, как развивается один из базовых и древнейших методов репрезентации территории вне политического и экономического контекста.
Что мы потеряли? Мы потеряли возможность фантазировать и воображать. Начиная с доисторических времен, человеческая цивилизация развивалась, не зная точных границ своего пространства и всегда имея «географическое воображаемое». Оно придумывало мир, в котором само жило, и не делает этого всего лишь последние 100 лет. В тот момент, когда карта стала документом, нас лишили легальной возможности придумывать себе наш собственный мир вокруг, отдав это на откуп массовой культуре (от «Все острова давным-давно открыты» до «Аватара»). Но что пришло взамен? Ничего. Мы с определенной точностью уверены в границах нашего мира, и сомнения в этом вызывают лишь усмешки. Естественное состояние потерянности человека испарилось. Мы всегда точно знаем, где мы находимся, и как нам добраться до нужной точки.
Незаслуженное игнорирование наукой пути развития картографии на территории искусства подтверждает мою теорию российских двух замков из слоновой кости – науки и искусства на всех уровнях – от закрытости и пропускной системы до искаженной популяризации достижений в обеих областях.
Придумывайте территории и рисуйте их – ведь пока Вы не побываете в этой точке и не увидите своими глазами, ЧТО там, глупо верить чужим картинкам.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица