19 Июль

На новенького

Софья Гаврилова – художник, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей географического факультета МГУ

Всегда приятно исследовать и узнавать области, в которых ты можешь себя чувствовать непредвзятым зрителем, честно признаваться себе, что не разбираешься, и с наслаждением оценивать то, что ты видишь критериями нравится/не нравится. Примерно этим я занималась на архитектурной биеннале в Венеции. Поэтому, позволю себе не писать критический анализ увиденного, а просто радостно изложить, что я увидела, и каким образом это укладывается в «Ландшафт».

Честно говоря, мне сложно было представить себе, что именно я увижу. Тема куратора 14 Венецианской Архитектурной Биеннале, небезызвестного московской публике Рема Кулхааса (Rem Koolhaas) – «Основы» – исследование архитектуры последних ста лет. Проекты-планы? Выставки национальных достижений? Серии таймлайнов?

В принципе, частично, я угадала. Действительно, многие страны показали развитие своей архитектуры в глобальном контексте, с разными затратами на дизайнеров (от отрывных картинок зданий в Иране до прекраснейших фотографий животных в Мавритании). Но некоторые павильоны (и здесь нельзя не отметить, несмотря на все скандалы-интриги-расследования, и наш павильон, подготовленный командой «Стрелка») пошли немного дальше и посвятили свои экспозиции более глубокому осмыслению модернизма и его роли в национальном и глобальном наследии (здесь еще одна ремарка к общей теме Биеннале: Кулхааса интересовал взгляд на развитие понятия Modernity, точного перевода на русский которого не существует, так как самое близкое – современность – не до конца соответствует английскому аналогу). Через некоторые концептуальные конструкции (как, например, павильон Германии) мне не удалось пробиться, видимо не хватило понимания философии архитектуры. Другие удивляли своей простотой и вызывали детский восторг (песочные карты Израиля, созданные новым высокотехнологичным принтером). Третьи охлаждали веселый водоворот открытий и вечеринок суровостью поднятых тем (павильон Польши, рефлексирующей на архитектурные паттерны держав, которые исторически доминировали над этой территорией). Одна из основных выставок – проект самого Рема Кулхааса «Основы» – представляла собой высококлассный справочник по архитектуре для новичков: развитие, преображение, изменение функционала двенадцати основных элементов (окно, потолок, коридор, туалет, стена и так далее). Этот павильон – как огромная, безумно сложно сконструированная, идеальная матрешка: собранные детали окон разного времени вперемешку с современной стеклянной фабрикой, запутанная система узких коридоров, куски стен от каменных до новейших – главное не потерять способности воспринимать. Разбирать (как и предлагает Кулхаас) каждый павильон на составляющие, рассказывать, восхищаться и описывать можно бесконечно, но, наверное, не нужно. Лучше один раз увидеть.

На открытии павильона Антарктиды (да-да!) у меня состоялась очень интересная беседа с единомышленником по вопросам взаимодействия искусства и науки из Словении. Честно говоря, чувствовала себя дурой-первоклассницей, озвучивающей нобелевскому лауреату свои мысли о законе термодинамики. Он мне поведал о понятии «composit» (неделимые концептуальные единицы, соединение которых порождает различные отрасли человеческой деятельности).

Базовые композиты – наука и искусство – в разных пропорциях и в соединении разных отраслей создают отдельные социальные практики. Если прикинуть, то практически все – от шаманских обрядов до дизайна автомобилей можно сложить из этих базовых слагаемых. Некоторые сочетания становятся настолько крепкими соединениями, что существуют на протяжении всего развития цивилизации, кажутся неделимыми и развиваются уже по своим внутрисистемным законам – архитектура, например. На протяжении развития архитектуры (от шалаша до современных домов, напечатанных на 3D принтере) соотношение искусства и науки в ней менялось в соответствии с различными этапами развития общества и соответственно спроса. Другие, менее прочные соединения, распались или распадаются на наших глазах, оставляя след в истории или же существуя лишь на бумаге. Раньше я мечтала о составлении атласа несуществующих территорий, но теперь намного более амбициозной задачей мне кажется вытащить на поверхность те человеческие практики, которые отпали за ненадобностью и ушли в забытье.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица