03 Сен

В глушь, в Саратов

Софья Гаврилова – художник, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей географического факультета МГУ

Всегда приятно находить косвенные подтверждения своим мыслям и теоретическим построениям на практике. В июне я рассуждала о тех формах социальных практик, которые принимают «сплавы» различных отраслей науки и искусства с течением времени. Об устойчивых соединениях, таких как архитектура (сейчас даже тяжело разложить ее на функциональные и эстетические составляющие) или же миллионы других образований, памяти практически не осталось.
Поводом вспомнить эти рассуждения стали друзья-коллеги-родители, которые на протяжении последних месяцев все чаще и чаще стали говорить о том, что «хочется заняться чем-то полезным», «конкретным», «ремеслом», «связанным с простой и нужной деятельностью». Абсолютно разные по социальному положению люди всех возрастных категорий, от домохозяек до дизайнеров и современных художников, вдруг обнаружили в себе потребность вернуться (или обратиться) к вполне конкретному ремеслу, стабильному и главное – нужному. Вряд ли это произошло случайно.
Выходит, глобальное землетрясение, которое обнажает проблемные этнические напряжённости, приводит к возникновению новых горячих точек, обваливает потихоньку биржу и подрывает авторитет независимых гуманитарных организаций, влияет на нас, причем в довольно исторически предсказуемом и классическом ключе. Мы упрощаем форму и стремимся переждать шторм в укрытии. Причем характер укрытия и его местонахождение становятся на определенном этапе второстепенными – главное, чтобы крыша не очень протекала. Оказывается, что кроме социально-экономических факторов и желания защитить себя и свою семью с финансовой точки зрения в ситуации, когда привычный мир резко и без предупреждения встает с ног на голову, возникает инстинкт на физиологическом уровне заняться чем-то, что испокон веков приносило стабильность и покой. Во время войны на фрилансе не проживешь.
Ни для кого не секрет, каким катализатором изменений во всех областях искусства и науки является внезапная смена внешних обстоятельств, примерно такого масштаба, как мы сейчас наблюдаем. Возможное плавное и закономерное развитие социальных практик сменилось непредсказуемым и очень интересным процессом, в котором потребность обстоятельств будет опережать развитие того или иного «сплава», который даст рождение большому количеству новых форм и эстетике, что во многом поставит под вопрос существующие форматы взаимодействия между людьми. Это очень болезненный, но крайне необходимый процесс, который отсеет много привычных материй и наконец-то мучительный процесс рождения нового, которым страдали последние десятилетия, сменится попытками осознать новое и принять его.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица