Софья Гаврилова – художник, кандидат географических наук
Практически закончив текст про развитие прекрасной и комфортной негеометрической картографии и ее социальной роли в различные периоды развития западной цивилизации, мне пришлось оторваться и пойти на семинар о совсем некомфортных вопросах национальной русской идентичности в современной массовой культуре.

И тут для меня открылась целая вселенная новых областей знания, творчества и взаимосвязи науки и искусства – в данном случае литературы и истории, истории религии и частично географии. Фэнтези. Русские, славянские современные фэнтези. Продолжение предыдущей фразы «ставшие особенно популярные в связи с последними политическими событиями», которое припечатывается само собой, приходится удалить, потому что еще не до конца понятно, что в этой паре курица, а что – яйцо.
Вопросы национальной идентичности в современной России – тема настолько горячая, кричащая, острая и болезненная, что говорить о ней страшно и неприлично, особенно когда сам ты находишься в уязвимой позиции «ну ты же уже не живешь здесь». Легче всего пытаться понять, что происходит в сознании людей, переживших действительно невероятные исторические потрясения за последние 100 лет, используя некоторое зеркало, например, культурную продукцию, например, массовую литературу. Почему бы не посмотреть на фэнтези (жанр, возникший в России в начале 90-х, призванный изящно сочинять в себе исторические рамки, научную логику и всегда занимающий такую необходимую социальную нишу детских желаний у взрослых) альтернативной, но возможной реальности, другой истории и воображаемой географии. Это крайне манипулятивный инструмент, который охватывает очень широкую аудиторию, и, как показывают исследования, бо́льшая часть которой – мужчины около 40 лет, технических специальностей, отчаянно пытающиеся найти платформу для своей идентичности, найти основание для вписывания себя в какой-то исторический и над-этнический контекст. Славянская фэнтези, один из поджанров современной российской фэнтези, производит совершенно невыносимые сочетания псевдоисторических фактов, обобщает сущности и производит якобы вымышленный дискурс, который настолько прямо и четко отсылает к действительно непростой истории России, дает настолько удобно жующуюся, легко проглатываемую и усваиваемую модель мира, что при отсутствии минимального критического взгляда на информацию, читатель видит в бравых героях по имени Рус – Родину-мать, в сказочной стране Гиперборее и предках арийцах (да-да, именно так) – ответы на вопрос почему русские особенные, а в суровых западных врагах – сами понимаете, кого.
Я еще раз объясню, почему меня это так волнует – это массовое чтение, это сотни авторов, это десятки экранизаций, бесконечные ресурсы в интернете и сообщества в социальных сетях. Манипулятивное базирование на раннеславянских обрядах, ритуалах и использование вполне узнаваемых культурных и языковых конструкций приводит к замещению истории, забытой сразу после окончания школы, удобной вымышленной художественной жвачкой.
Но самое страшное даже не это. Этот поток художественного вымысла породил довольно сильное псевдонаучное движение, в рамках которого «специалисты» защищают диссертации, выпускают «научные» трактаты и воспитывают учеников. Я пытаюсь придумать еще примеры в истории, когда художественное направление дало толчок псевдонаучному, но при этом практически уже легитимизованному в российской академии направлению, и не могу. На ум приходят «Протоколы сионских мудрецов», но даже не хочется давать себе возможность думать в эту сторону, потому что мы все хорошо помним, к чему это привело.
И вот, собственно, в чем вопрос. Бо́льшей каши в голове, чем у современных греков, которые с легкостью описывая деревню, в которой ты находишься, на полном серьезе перечисляют весь греческий пантеон богов, которые в ней были, представить себе сложно. При этом, они остаются православными христианами и довольно дружелюбным и открытым народом. Современные же российские механизмы воспроизводства псевдосакральных пространств, героев и попытки запустить механизмы национальной идентификации со славянскими корнями провалились после военных конфликтов с Украиной. Но современное мифотворчество – вещь быстрая и довольно гибкая, и я уверена, что скоро возникнут псевдоэпосы про братьев-предателей с юго-восточных земель. Интересно, есть ли у греков фэнтези.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица