Тяжело смотреть за тем, как революционный дух авангарда опошляется безвкусной театральной постановкой, приправленной невыносимо слащавым саундтреком будто из библиотеки «атмосферная музыка для фильмов».

Наверное, так Гринуэй и Боддеке хотели обозначить культуртрегерский пафос выставки («Золотой век русского авангарда», ЦВЗ Манеж) – к просвещению через попсу. Но в этом случае хотелось бы «настоящей попсы» – Малевича-панка, Попову в дизайнерских шмотках, брутального Маяковского, татуированную Брик. Почему нет? Это был бы явно более «инновационный подход к истории изобразительного искусства», чем театральная постановка в стиле русских сериалов, с таким же низкопробным гримом и кривляниями а-ля «мыльная школа актерского мастерства». Притязая на «великое искусство об искусстве», инсталляция Гринуэя и Боддеке остается насквозь нечестной – ни рыба ни мясо, ни попса ни авангард.
Вместо выставки «Золотой век русского авангарда» гораздо полезнее будет почитать книжку (благо книг о русском авангарде накопилось дастаточно), и гораздо приятнее посмотреть клипы певицы МакSим – чистую, не разбавленную никаким ложным пафосом попсу, дающую стопроцентный кайф, который, скорее всего, ищет таргет-групп выставки про авангард, садясь на табуретки из черных квадратов.
Гринуэй и Боддеке обманывают зрителя, настаивая на просвещенческом фокусе выставки. МакSим максимально честна – ваш эмоциональный аппарат будет работать на высокой мощности, потребность в красивости удовлетворится в тридцать секунд, а уж 3D-технологии (как, например, в клипе «Другая реальность») здесь используются по-настоящему «дорого-богато», убедительно и современно. Между прочим, качество текстов, музыки и исполнения не вызывает никаких вопросов. Конечно, современное искусство на то и нужно, чтобы вопросы возникали. Но все-таки вопросы другого рода, нежели те, которые провоцирует Гринуэй.
А пока авторы выставки обманывают зрителя, убеждая его в интеллектуальном потенциале увиденного, не стоит по-ханжески отвергать настоящую попсу, лучше по-честному потратить свое время на изучение матчасти в обоих направлениях, чтобы было с чем сравнивать.
Где сегодня находится авангард – в возвышенном консервировании некогда бунтарских позиций и свершений или на развлекательном канале WOW TV – вот это вопрос, на который лучше не отвечать сгоряча.
«Мой рай» – это бесценное ощущение, что тебе 14, ты бежишь в чуть стоптанных кедах по дворовому гравию, чтобы успеть вылезти на крышу многоэтажки через вентиляционное отделение, увидеть закатное солнце и «победить его».

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица