14 Июнь

СЛИТЬСЯ ЛИЦОМ С ОБОЯМИ

В Манеже открылась выставка Альберта Солдатова «Торжество»: пронизанная иронией с ног до головы, она проговаривает те очевидные сентенции, которые были проговорены на Западе еще в 60-х. Но Солдатов говорит об этом не потому что «повторенье – мать ученья», и не потому что «до нас медленно доходит» (с чем трудно спорить), а потому, что вопросы конформности отдельного человека в капиталистическом обществе сейчас как никогда актуальны здесь, в России.

В 1964 году в США вышла знаменитая книга фрейдо-марксистского философа Герберта Маркузе «Одномерный человек». В ней он описывает современное ему общество, называемое либеральным, а на деле полностью контролируемое собственными же ценностями, желаниями и тотальным безволием отдельных индивидов. Маркузе взывал к личности, способной изменить направление своих потребностей, как к единственному шансу изменить положение дел. Прошло 50 лет, и на другом конце планеты все еще актуально осмысление уютного обывательского мирка в ситуации неототалитаризма (когда «общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида»).

Примечательно, что как раз в 60-х рождается видеоарт как самостоятельная практика внутри современного искусства. За 50 лет стремительного технологического прогресса, видеоарт успел деформировать и развить свой язык до неузнаваемости. И сегодня молодой художник Альберт Солдатов говорит на уже успевшие стать «вечными» темы современным пластическим языком.
Видео «Комнатная температура» могло бы стать заглавным для выставки, если бы у сегодняшнего художника (Солдатова) и куратора (Дмитрия Венкова) стояла задача произвести лобовое высказывание: «Спокойствие и комфорт расплываются по комнатам, превращая их обитателей в обыкновенных домашних котов». Но, действуя как раз по схеме Маркузе, Солдатов и Венков субверсивно называют выставку одноименно с другим видео – «Торжество», к которому, в отличие от уюта и комфорта соседней инсталляции, нельзя физически приобщиться – путь преграждает мягкое кресло, в которое нельзя сесть, но которое одновременно является проводником в безболезненное попадание на красную ковровую дорожку прямо из собственной гостиной.
Искусство Солдатова, несмотря на считываемые интенции к освобождению от оков общества потребления, неразрывно связано с поэзией. Венков подчеркивает это, решая синтезировать инсталляции молодого художника со стихами ветерана Московского концептуализма Андрея Монастырского, чей убаюкивающий голос доносится из радиоточек до самого выхода из Центрального Манежа.
Суммируя все увиденное и услышанное, в рифму к работе Альберта Солдатова «В сумерках» да и ко всей выставке в целом так и тянет процитировать другого известного поэта, не боясь обвинений в прямолинейности:

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно – возглас счастья.
Только в уборную – и сразу же возвращайся.
Иосиф Бродский (1970)

*Выставка «Торжество» продлится до 15 июня в ЦВЗ Манеж (Манежная пл., 1).

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица