19 Июнь

Издавна знакомое

В основу фильма Михаила Максимова «Unheimat» легло одно из самых популярных произведений русского фольклора. Нерадивая сестра ищет похищенного братца, сталкиваясь на своем пути с одушевленной природой, предлагающей свою помощь взамен на дегустацию ее даров – таков вкратце сюжет сказки «Гуси-лебеди».

Наперед зная, что любые старания окажутся жуткими испытаниями на выносливость российской действительности, сестрица не отступает. В своей статье «Зловещее» Фрейд говорит о том, что unheimlich – это тот род жуткого, который восходит к давно известному, издавна знакомому. Сестрица с рождения знает о «метафизическом реализме» своих поисков, и все же решается идти по этому пути. Частица «un» в немецком (как, впрочем, и в английском) обозначает отрицание, и в случае unheimlich отрицается значение «уютного». Неуютное, неизвестное, жуткое и холодящее кожу – так вырисовывается идентификация россиянина, путешествующего по Восточному ковру с помощью Западного планшета под уютные разборки обитателей «Дома-2» – самого долговечного и одиозного реалити-шоу в мире.
У слова heimlich есть два практически противоположных значения – «известное» и «утаиваемое». В русском же языке есть слово, при добавлении к которому частицы отрицания, качественно не меняется его смысл. Сестрица ищет своего брата истово и неистово, под ногами аппетитно хрустит грязный снег, а небо от мороза звенящее и прозрачное как роса.

2

Как и в народной сказке, сестрица в итоге соглашается отведать того, что предлагает ей окружающая среда. «Она подняла простые съестные вещи» – пельмени «Останкинские», изогнувшуюся замороженную рыбу (читай – грустного деформированного Иисуса Христа), шашлык из извалявшегося на грязном полу парного мяса. Максимов утверждает, что предательство братом было необходимо ей. Скорее всего для того, чтобы пройти сложный обряд инициации: если принять эти простые съестные вещи, принять искренне, по-настоящему – жуткое нейтрализуется. Нахождение братца – не самоцель, на самом деле – это поиски нейтрализации издавна знакомого зловещего, поиски спасения от «мамлеевской бездны».

Автор предостерегает зрителя от вечного ожидания чего-то большего, лучшего, качественного. Потому что в этом ожидании рискуешь расплескать ценное, потерять важное.

Все дело в упаковке

Фильм сербского художника Игоря Симича представляет, как сказано в описании, поток сознания «Мыслителя» Огюста Родена. Видео построено по принципу zoom out, отъезда: сначала мы видим только абстрактные упаковки, лишенные лейблов, этикеток и какого-либо цвета, кроме белого. Вскоре мы понимаем, что абстрактные упаковки стоят на абстрактном стеллаже на краю вполне конкретной пропасти, на них смотрит настоящий человек, а его мысли, упакованные в речитатив, льются из динамика, стоящего где-то за белыми упаковками на том же стеллаже.
«Все поддается упаковыванию» – вот, скорее всего, главный рефрен этого фильма. Как известно, Роден признан одним из создателей современной скульптуры, а белые упаковки, словно отлитые из гипса, – это и есть вполне себе пример современной скульптуры. В таком случае, «Мыслитель», критикующий консьюмеризм, одновременно наступает на пятки собственным внукам, что логично и ожидаемо, и в тоже время говорит с ними об одном и том же.
Критика консьюмеризма и несколько пафосный жест сжигания упаковок и динамика, транслирующего поток сознания Мыслителя, не столь важны для этого фильма, как профессионально написанный и исполненный ритмичный речитатив – в целом, отдельное самостоятельное произведение.
А, может быть, и вовсе нет никакой критики: во-первых, упаковка появилась около 6000 г. до н.э., а во-вторых, Симич закончил Колумбийский Университет, у ворот которого стоит один из «Мыслителей» Родена, который предположительно и вдохновил автора на художественные фантазии о восприятии жизни современного глобалистского общества.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица