Очень часто мотивом работы современного художника становится недовольство или несогласие с какими-либо событиями, происходящими в социальной, политической, культурной сферах жизни. «Меня не устраивает господствующий режим, и я говорю об этом», «меня не устраивает противостояние академического и альтернативного художественного образования, и я предлагаю другой способ взаимодействия этих двух систем», «меня не устраивает общепринятая модель поведения в светском обществе, и я строю свое высказывание, исходя из этого».

А что делать, если не нравится выставка? Если она кажется просто вопиющим нелепым вздором, к тому же плохо исполненным и совершенно старомодным? Предлагаем вам несколько способов справиться с этой проблемой.

1. Алкоголь.
Наиболее очевидный и простой способ ненадолго справиться с трудно сдерживаемым негодованием.
Плюсы:
- возможно избавление от недовольства выставкой за счет новообразовавшихся проблем
Минус:
- действует почти наверняка, но очень недолго
Риски:
- замучить окружающих вас людей повторением по кругу одних и тех же ругательств
- получить отравление
- мучиться от похмелья еще сильнее, чем от вчерашней выставки

2. Посещайте как можно больше плохих выставок – как говорится, «клин клином»!
Плюсы:
- когда все выставки плохие, у вас уже не останется сил возмущаться об их качестве
Риски:
- болезнь неразличения хорошего и плохого
- депрессия
- усталость

3. Перестаньте посещать выставки современного искусства.
Плюсы:
- избавление от проблемы раз и навсегда
Риски:
- лишение себя потенциального интеллектуального и эстетического удовольствия от всех неувиденных выставок
- деградация
- смерть
- долгие вечера в ТЦ «Европейский»

4. Йога и чаепитие.
Попробуйте отключиться от всех существующих контекстов и мнений. Оторвитесь от всех возможных дискурсов, от эстетических пристрастий. Закройте глаза. Вы слышите голос внутри себя?

«Я расслабляю внутренние органы: почки, печень, желудок, селезенку, сердце, легкие... Мои внутренние органы – почки, печень, желудок, селезенка, сердце, легкие – расслаблены.

Я расслабляю ум. Мой ум спокоен и расслаблен.

Ушли все заботы и тревоги. Вы ощущаете гармонию и глубокий покой. Нет ничего, кроме этого всепоглощающего блаженства, которое везде: внутри вас и снаружи. Вы полностью свободны...

Ом Ом Ом...»

Внимание:
Только не ешьте заварку! Это может сказаться на вашем окружении – есть опасность принимать всех за приверженцев вашей веры, в таком случае вам понадобится слишком много времени, чтобы переубедить себя в этом.

5. Принимайте данный момент реальности.
Просто осознайте, что в жизни не всегда все происходит так, как нам хочется. Если вам не удается принять реальность такой, какая она есть, вам будет очень тяжело жить в этом мире. Скажите себе: «Да, плохих выставок много. Много чего еще плохого есть в жизни. Но я буду принимать этот факт как данность. Только признав наличие угрозы, я смогу оказывать сопротивление».

6. Игнорируйте.
Плохие художники и бездарные кураторы просто не стоят ваших нервов и слез.

7. Напишите об этом пост в фейсбуке. Наверняка среди ваших знакомых окажется как минимум один, который вас поддержит и даже напишет еще более гневный комментарий в сторону нерадивых работников культуры.
Плюсы:
- то самое чувство, что вы не одиноки в своей ненависти
Риски:
- нажить себе врагов в арт-сообществе
- про вас напишут то же самое, только бездарно

Пересматривая инструкцию «Не забудьте выключить телевизор» из романа Generation P Виктора Пелевина, можно на его примере выявить еще один резервный способ смотреть выставки – буддийский. В сущности, он состоит из трех ступеней: сначала ты смотришь выставки, не вникая в контекст и описания работ, а также пропуская мимо ушей все разговоры о них и любые возможные объяснения происходящего. Потом ты приходишь на выставки словно с закрытыми глазами: ни в коем случае не разглядываешь экспозицию, не читаешь тексты, не смотришь на работы. Выглядеть при этом следует представительно, со всеми общаться, чокаться бокалами, улыбаться в ответ на приветствия. Желательно успевать посетить три-четыре таких мероприятия за вечер. Когда возникает мысль, что тебе говорят что-то важное и интересное, ты осознаешь ее в момент появления и тем самым нейтрализуешь. Главное, чтобы не возникало чувства вины, когда не можешь удержаться от просмотра. Сначала так со всеми бывает, даже с ламами. Наконец, начинаешь смотреть выставки, никуда специально не выходя. Это, собственно, главная техника, а первые две – подготовительные. Рассматриваешь художественные произведения прямо там, где в данный момент находишься. Очень важно, чтобы при этом была прямая спина, а руки лучше всего складывать на животе – правая ладонь снизу, левая сверху. Это для мужчин, а для женщин – наоборот. И ни на секунду не отвлекаться. Если так смотреть выставки лет десять, можно понять природу искусства. Да и всего остального тоже.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица