16 Март

Про мораль

После просмотра второй части фильма "Нимфоманка" (реж. Ларс фон Триер) я неожиданно обнаружила, что интересней всего в этом фильме способность заново поставить вопросы существования морали, нравственности, обнажить лживость этих конструктов и воспроизвести прочие азбучные истины двадцатого века.

Ведь все больше становится ясно, что это перестает быть азбукой, а завоевания освободительных движений помещаются в рамки своего времени. Примерно тот же процесс произошел с модернистским искусством, которому отвели свое время.
Еще некоторое время назад казалось, что возврата к базовым вопросам – вроде оценки сексуальной свободы – произойти не может. Что концепция морали как конструкта в обществе, скрывающем свои желания, усвоена навсегда. Но это, конечно, внеисторический подход, и в области культуры создается все больше и больше прецедентов столкновения с нормой – от религии до права.
Триер рассматривает произошедшие в обществе изменения на примере Джо, женщины средних лет, не отказавшейся от своего юношеского интереса исследовать мир сексуальности. В кино все смеются в тот момент, когда группировка феминисток распевает Mea Vulva, но способность не передавать свое тело во владение кому-то одному – это действительно священная возможность любого индивида, которую внешний мир осуждал и осуждает. Впоследствии, кстати, именно сексуальный опыт позволяет героине встать на ноги в финансовом отношении и начать делать неожиданную карьеру (вопреки ожидаемой от нее проституции или прозябания в роли мелкого клерка).

Afisha filma NIMFOMANKA
Отступление первое. Недавно в цветочном магазине я и мои друзья разбрелись, кто-то погрузился в изучение фарфора в стиле американского среднего класса и Джеффа Кунса, кто-то увлекся растениями, а один мой старший товарищ подошел к открыткам и начал радоваться сердечкам. Шутка про "ой, а Серега еще верит в любовь, хахаха" имела успех. Сережа потом мне весь вечер говорил, что он наше поколение вообще не понимает.
Молодость и цинизм, наверное, проходят, и Триер приступает уже к фазе самобичевания. Он рассматривает психический механизм своей главной героини, погрузившейся в поток всегда новых связей, направленной на действие и почти закрытой от проникновения куда-то кроме тела. Несколько раз на протяжении двух частей фильма Джо сомневается в выбранной жизненной концепции, пробует рожать ребенка, лечиться от сексуальной зависимости и даже быть откровенной. И из раза в раз утверждается в правильности выбранного так давно пути. Ни в одной из частей фильма нет ничего по-настоящему провокационного или неудобоваримого для пуританского сознания, поэтому вся эта рекламная шумиха и разделение на две части работают исключительно на воспроизводство сексуальных ощущений у зрителя. Предвкушение чуда, отложенный оргазм первой части и предсказуемый финал. Многие критики пишут: "Ну и чего?" Хочется ответить: "Ну а чего вы ждали от секса?"
Тем не менее я заболела, пропустила пресс-показ и премьеру и пошла на обычный сеанс. 11 утра, полный зал кинотеатра на Красной Пресне. Основное, что поражает, – наличие среди зрителей большого количества женщин за 60. Одетые в каком-то очень приятном стиле английской королевы – шляпки, пальто. И вот там стало совершенно очевидно, что внешний консерватизм общества (я имею в виду наследие СССР) влияет на базовые ценности и устройство миров. Но не отменяет их.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица