19 Март

Прорвать пустоту

...или как успех связан со скольжением, а соединение судеб – со случайностью.

Виктория Марченкова — художник, выпускница Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, аспирант Факультета истории искусств РГГУ

"Кто вы, Полли Магу?" (1966, реж. Уильям Кляйн) – вероятно самый насыщенный с точки зрения кинематографического текста фильм, снятый фэшн-фотографом. Его сюжет основан на пересечении двух миров – манекенщицы и телевизионного режиссера, который пытается быстро склепать заказанную передачу, где она должна выступить главной героиней. Но, раненый пустотностью персонажа, легким течением поз и текстов, которые производит супермодель, он фиксируется на собственном желании обнаружить скрытое и затягивает съемки. Совершенно естественно, что в соответствии с кинематографическим клише, он влюбляется и начинает ставить под сомнение собственную личность. Точнее, то понятие личности, которое еще только начинает разрушаться в философии на момент, показанный фильме.
Работу Кляйна принято относить к сатире, тем более что там все инсайдеры: сам режиссер – фотограф Vogue, а его героиня – сверх-успешная модель 60-х, которую он и правда неоднократно фотографировал. Но это было бы огрублением похуже телевизионного пересказа, мыслить "Кто вы, Полли Магу?" критикой индустрии.
Фильму удалось сочетать в себе сразу несколько слоев: высмеивание телевизионных нарративов и снобистской позиции интеллектуалов не менее остальных встроенных в спектакль, амбивалентное отношение к индустрии моды, попытку разобраться в отношениях между полами и интерес к каким-то очень тонко сплетенным структурам. Большую часть фильма действие движется гладко, как в очень ускоренном водевиле, с пропуском любых торможений и психологических мотивировок, но постепенно все больше оно уходит в фантазии героев и экранную реальность.
Взгляд на отношения героев с точки зрения этой бесконечной череды отражений, которая только открывается в тот исторический период, кажется очень любопытным. Кляйн рассматривает интерес мужчины к женской пустоте в обход феминистских тенденций, и из сегодняшнего дня это выглядит настоящим откровением. Его мужской персонаж, естественно, задается вопросом, как она может быть настолько даже не типичной, а биографически слаженной, способной действовать всегда в рамках условностей и наиболее симпатично? Он не понимает, является ли самофетишизация Полли осознанной, а если да, то где пролегают ее границы. Невозможность их обнаружить вводит его в параноидальное состояние, когда он не способен поверить даже собственным утверждениям девушки, что она не изображает нейтральность, а ведет себя "естественно". В какой-то момент герой начинает видеть, что его объект исследования не просто следует культурным кодам, а создает их как исторический субъект капитализма, и на ее фоне это именно он выглядит тотальным анахронизмом. Он начинает смутно желать ее мира и размышлять, как он может себя фетишизировать, чтобы их общение сложилось. Многие из их фантазий связаны с попыткой представить, какие эстетические опыты может подарить им этот союз. От общения с родственниками до совместных изображений.
За день до просмотра этого фильма я сидела в ресторане, ела почки ягненка, тушеные в хересе, и запивала их аргентинским вином. Слева сидели два гея, одетые в похожие пуловеры. Они обменивались информацией о событиях за год, что не виделись. В зал вошла пара людей в районе 40 лет и подошла к банкетному столу. Мужчина был одет в расслабленный черный пиджак и брюки, женщина – в светлое обтягивающее платье. У нее была красивая фигура и сосредоточенное лицо. Ее длинные белые волосы были уложены в красивый пучок. Потом зашла пожилая женщина в красном пиджаке и белокурая кудрявая девочка с распущенными волосами, в джинсах и розовом пуловере. Она несла небольшой букет высоких цветов. Когда я спускалась по лестнице, в зал входили гости еще и еще. Было произнесено первое "горько" слегка повышенным голосом, и я вспомнила сразу много американской реалистической живописи.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица