30 Апр

Рококо кококо

Вопреки возможным ассоциациям, этот текст не про фильм Дуни Смирновой, а скорее про цыпочек прошлого и их пристрастие к неинституциональному и неполитическому искусству. Навеяно выставкой гравюры рококо в Пушкинском музее и прочтением книги Making Up the Rococo: François Boucher and His Critics Мелиссы Ли Хайд.

В общем, рококо как стиль я долго не понимала, он мне казался пустым и бессмысленным, но так как в последнее время я все больше стала ценить поверхности, то, наконец, удалось оценить его по достоинству. Краткий пересказ азбучных истин: искусство рококо большей частью существовало для придворных курочек и изнеженных мужчин; в период его развития разрабатывалось понятие вкуса; большая часть созданных произведений не была предназначена ни для широкого зрителя, ни для академии, так как содержала закодированные сексуальные символы и была далека от общественно-политической проблематики и героических сюжетов; одна из главных муз стиля – мадам Помпадур, во многом определившая культурную политику французского государства времен Луи XV. Основная черта стиля – взгляд со стороны на живого человека как на паттерн пастельных цветов, S-образных завитков и его собственных пристрастий. Возможность включать субъективный вкус в изображение связана крепкой нитью с идеей элитарной системы искусства. Художник рококо борется с функциональным художником. Искусство было некоторым скромным на фоне всего остального излишеством, очень узко сегментированным глянцем. Далеко не все картины покидали будуары светских девушек. На выставке «Галантные игры» в Пушкинском музее представлены гравюры, герои которых включены в церемониальную игру и полностью оформлены. При соблюдении внешних приличий им удается обходить множество ловушек и ограничений, устраивая так свою жизнь наиболее приятно. Живопись рококо наследует театру предшествовавшего века, где была сильна фигура мелкого афериста. Герои, от которых в действительности зависят судьбы народа, предпочитают прикинуться фигурками из сахарной пудры или пушистыми песиками. А свои желания, потенциально раздражавшие бы массы до масс, выставляют невинными шалостями. В связи со множеством изменений последнего времени, произошедших в культурной политике, есть вероятность, что произойдет новый виток обращений к стратегиям рококо. Легкомысленный и соблазнительный образ дает возможность говорить о табуированных темах. В завиточках нового рококо люди могут считывать информацию и учиться условным кодам. Интересно и то, какого это было быть художником рококо. Судя по текстам, это значило много работать, но позволять себе быть вздорным и резким, как, например, Ватто, который мог стереть уже приобретенную картину на глазах у покупателя. Ходить на бесконечные светские тусовки, к любовнице короля и ее подругам. Черпать сюжеты из жизни. И очень хорошо зарабатывать, позволив себе быть увлеченным цветом и композицией, а не слежением за политической конъюнктурой.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица