30 Июль

Времена года

В 60-е годы – счастливое время после агрессивно-репрессивного соцреализма времен культа личности – проявило себя целое поколение авторов в киноискусстве, желающее говорить в первую очередь о чувствах человека, а не о его подвигах во имя светлого будущего.

И говорить правдоподобно, избегая пропагандистских уловок и идеологических аксиом. Главный герой кинематографа 60-х годов верит в «социализм с человеческим лицом», однако его пафос борьбы снижен, если не вовсе обнулен. Послевоенное поколение советских людей занималось строительством, оно было проникнуто мыслью о созидании жизни в мире; классовая борьба, закончившись победой, осталась в прошлом. И советское кино обратилось к любви, догоняя зарубежные кинематографии в развитии жанра любовной мелодрамы.

Самый известный фильм французского романтика Клода Лелуша, снятый в 1966 году, до всесоюзного проката дошел через два года, как раз к тому времени, когда на экраны вышел отечественный вариант «Мужчины и женщины» – «Еще раз про любовь» Георгия Натансона по пьесе «104 страницы про любовь». До экранизации пьеса несколько лет шла с большим успехом в разных театрах, в том числе в Ленкоме в постановке Анатолия Эфроса и в БДТ в спектакле Георгия Товстоногова, где главную роль играла Татьяна Доронина. Нередко дорога к сердцам миллионов зрителей для кино лежит через театр. «Еще раз про любовь» сделан без режиссерских и операторских изысков, ведь в мелодраме ставка всегда идет на трогательную историю и проникновенное актерское исполнение ролей. Это картина, в которой, погружаясь в художественную реальность, можно ощутить вкус и запах самой эпохи, довериться мифу о невероятно прекрасных шестидесятых, увидеть простую элегантность советского быта, услышать в отточенных диалогах живую речь целого поколения. Премьера фильма состоялась в мае 1968 года, когда до пражских событий оставалось чуть больше трех месяцев. Интересно, чувствовали ли грезившие двумя красивыми фильмами зрители, сидя в кинотеатре, что закончилась пора хрущевской оттепели? Природа, живущая по принципу смены сезонов, никогда не ошибается: после суровой зимы приходит пробуждающая весна, потом – знойное лето, плачущая осень и снова зима. Почему же люди так часто забывают эту очередность и живут так, словно весна или лето будет длиться всегда?

Люся Артемьева – корреспондент газеты СИНЕ ФАНТОМ

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица