06 Авг

Путь к свету

В начале пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица» к ее главным героям, маленьким брату с сестрой Тильтиль и Митиль, в канун Рождества приходит Фея. Она спрашивает, нет ли у детей Поющей Травы или Синей птицы.

Тильтиль отвечает ей, что есть, но только трава не поет, а свою птицу он не отдаст. На что Фея отвечает, что его птица не слишком синяя, а для ее больной внучки, которая хочет быть счастливой, нужна настоящая синяя птица, которую Тильтиль и Митиль отправятся искать. Однако, прежде чем начать сказочное путешествие, Фея дает мальчику зеленую шапочку с волшебным алмазом, который возвращает истинное зрение. Фея говорит Тильтилю, что надо «быть смелым, чтобы видеть скрытое», ведь когда феи вымерли, люди ослепли и даже не заметили этого. С помощью же этого алмаза можно увидеть души всего, что их окружает, а также прошлое и будущее. Так начинается сказка-феерия «Синяя птица», написанная 46-летним Морисом Метерлинком, одним из ведущих авторов «новой драмы» – той самой драматургии, под знаком которой прошла революция в театральном искусстве. «Синяя птица» претерпела несколько экранизаций в кино, тысячи постановок на сценах всего мира, с подмостков же МХАТа она и вовсе не сходила с тех пор, как ее впервые поставил Константин Станиславский в 1908 году. Это не просто удачная и хорошо написанная пьеса, в ней представлено мировоззрение, которое близко и понятно каждому, эту сказку все знают с детства. Гораздо меньше известны более ранние произведения Метерлинка, хотя именно они, наряду с драмами Ибсена, Чехова и Стриндберга, провоцировали перемены в мире театра.

Задолго до «Синей птицы» начинающий бельгийский драматург, пишущий на французском языке, опубликовал пьесу «Слепые», которая признана классикой символизма. Произведение рассказывает о двенадцати слепых, которые сидят и ждут, когда вернется священник-проводник и отведет их в приют. О том, что священник мертв, читатель-зритель узнает из первой ремарки, ведь к моменту написания «Слепых» Метерлинк и его современники почти десять лет переживали известную фразу Фридриха Ницше. По ходу развития этой одноактной драмы герои узнают правду и теряют надежду. В финале раздается отчаянный крик маленького ребенка, единственного, кто может видеть. Проникнутая экзистенциальным ужасом перед одиночеством и слепотой человека, драма ярко передает ощущение неизвестности, оставляя печальный и темный след в памяти. Как это непохоже на финал «Синей птицы», в котором вернувшиеся из путешествия Тильтиль и Митиль видят все в преображенном свете.

Люся Артемьева,
корреспондент газеты
СИНЕ ФАНТОМ

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица