17 Сен

Дорога на Чаттанугу

«Двадцать лет им понадобилось, чтобы понять, что Сoca-Cola – это просто лимонад, и ничего больше».

Спектакль Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина был поставлен в Драматическом театре им. Станиславского в 1979 году. До этого режиссер поставил во МХАТе «Соло для часов с боем» с участием легендарных актеров-учеников Константина Станиславского по Второй студии и первый вариант горьковской «Вассы Железновой». С фигурой 37-летнего Анатолия Васильева театральное сообщество в тот момент связывало развитие реалистического, мхатовского стиля. Никто не мог представить, что пройдет десять лет и его имя станет означать искусство, принципиально новое в практике русского театра.

«Дорога на Чаттанугу» – так называется фильм, выпущенный в 1992 году. От телеверсии спектакля «Взрослая дочь молодого человека» он отличается специальными монтажными вставками с интервью, иллюстрациями советских журналов, западными записями модных показов. Фильм начинается монологами реальных людей, бывшими стилягами в 50-е годы. Они катаются в карете по центру Москвы, в основном по Тверской улице, и рассказывают короткие истории из своей жизни. Один вспоминает, как к нему в руки впервые попала пластинка с песнями Элвиса Пресли, другой – как его арестовали за твидовый французский пиджак, третий – как он с друзьями играл джаз. Их воспоминания задают ностальгический тон, и начинается спектакль. В обычной московской квартире собираются четверо – трое мужчин и одна женщина. «Все забыто. Песни забыты. Слова забыты». Основным лейтмотивом первой части является воспоминание. Бывшие институтские друзья, словно играя джазовую импровизацию, то по очереди, то парами, то вместе говорят, напевают, пританцовывают случаи из их общей стиляжной молодости. А если кто-то заговорит о настоящем, его нежно одернут: «Ой, ребята, давайте лучше о прошлом» или «Мы сейчас в таком возрасте, что все, что было, лучше того, что есть». Единственное, что связывает героев с сегодняшним днем – это их дети. У одного сын закончил школу почти на отлично, у другого дочь учится в институте. Так, постепенно, мотив памяти трансформируется в мотив сравнения: дети не такие, как они, дети другие, они не борются, не отстаивают своих принципов и почему-то они ненавидят своих родителей-неудачников, о чем в финале спектакля заявляет та самая взрослая дочь.

Смотря сегодня этот по-чеховски тонкий, по-советски наивный и по-настоящему знаковый для своего времени фильм-спектакль, ясно видишь, что дело совсем не во времени или поколении: стиляги, хиппи, панки или хипстеры – каждое следующее поколение находит чем отличиться от предыдущих. Но тем не менее мы невероятно похожи на своих родителей. Мы продолжаем вкладывать в простой лимонад более глубокий смысл.

Люся Артемьева,
корреспондент газеты
СИНЕ ФАНТОМ

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица