24 Окт

Культурные традиции

Принято считать, и это вполне справедливо, что традиции сохранять необходимо, и что культура по большому счету – это совокупность тех традиций и ее памятников, которые человечеству удалось пронести сквозь время.

Но если с семейными традициями все более или менее понятно – их берегут и чтят наследники рода, то с культурными традициями сложнее. Во-первых, потому что в культуре и искусстве существует множество традиций, которые сочетают в себе национальные, жанровые, ремесленные, внутрицеховые и другие особенности. Каждый большой художник в своей деятельности одновременно является и чьим-то наследником и уникальным творческим индивидуумом. Во-вторых, само понятие наследника не столь очевидно, как в семье. Да и в семье не всегда можно четко сказать, что наследник – это выразитель и распространитель той традиции и культуры, которая была до него. Знание, передаваемое от отца к сыну, при передаче как приобретает новое, так и теряет то, что уже есть. Ведь тот, кто наследует, не всегда сохраняет. «Король умер, да здравствует король!» А новый король вправе изменить традицию или вовсе пресечь ее. Внутри семьи это касается только ее членов. В искусстве круг заинтересованных многократно выше, это становится делом всех участников и деятелей этой сферы. Кто ответственен, например, за сохранение того, что в русском театре уже создано, придумано, многократно произведено?

Государство? Мы помним историю нашего государства, знаем принципы его культурной политики, не допускающей развития и порой даже сохранения традиций, которые так или иначе противоречат идеологии и «генеральной линии партии и правительства». Искусство Таирова и Мейерхольда, великих русских режиссеров XX века, не сочеталось с соцреалистическим каноном, сегодня их открытия и завоевания в области сценического мастерства существуют в усеченной форме. При этом необязательно физически воздействовать на художника (Мейерхольд был расстрелян в 1940 году), можно закрыть театр (Таиров), или лишить помещения (Васильев), или не продлить контракт – названия правящей партии меняются, а принципы остаются. Тогда, может быть, это дело учеников? А если мастер не оставил после себя учеников, или они ушли в другие пространства? Больших культурных институций и профессиональных комьюнити? К сожалению, общественная и культурная жизнь тесно связана с политикой. К счастью, как на обломках одной цивилизации произрастает другая, также от позабытых, утерянных в своей полноте традиций рождаются новые. Действительно, в попытках возродить что-то утерянное таится огромный потенциал. Вдохновляющий пример этому преподнес кружок любителей искусства, пытавшихся во Флоренции во второй половине XVI века воссоздать древнегреческую трагедию. Спектакль в античном театре, помимо стихотворной, имел музыкальную и пластическую составляющие. Итальянские почитатели трагедии, которая сохранилась и дошла до них (и до нас) только в текстовом виде, при усердных попытках ее реконструкции изобрели новый вид театрального искусства, завоевавший весь мир. Они придумали оперу.

Люся Артемьева,
корреспондент газеты
СИНЕ ФАНТОМ

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица