01 Янв

Волшебное путешествие

Как и в одноименной пьесе, год назад под Рождество ко мне пришла Фея (в образе нашего главного редактора) и попросила меня найти синюю птицу. Так, вместе с героями Тильтиль и Митиль, я отправилась на ее поиски.

Для начала было необходимо научиться видеть душу вещей – фильмов, пьес, спектаклей, о которых предстояло написать. Не концепт, идею или главный месседж произведения, но именно душу, которой наделили его авторы и которая несет в себе целый микрокосм со своим прошлым, настоящим и будущим. Тогда, в ледяной олимпийский февраль, пришлось признаться, что универсальный аналитический подход не подходит. Для каждого предмета нужно ловить свой уникальный угол зрения, при котором он раскрывается, обнажая тонкую материю чувственного и эмоционального «нутра». С переменным успехом я изобретала велосипед по два раза в месяц.
Как и у детей из сказки Метерлинка, первой в путешествии стала Страна Воспоминаний: я писала о фильмах 50-60-х годов, об актерах и режиссерах, чья судьба была так или иначе связана с историей одного театра (обновленный логотип которого искрится посередине названия нашей газеты). Но дорога поиска вела дальше в летний Дворец Ночи с его призраками и ночными птицами. Пришло время на конкретных примерах обобщенно размышлять о событиях и явлениях, через призму прошлого описывать свое видение настоящего, отбиваясь от соблазнов дать оценку и навесить ярлык. Дальше на моем пути встретились осенний Лес Сомнений и Кладбище, поведавшее о том, что мертвых нет. Любое произведение или учение, мастерство или идея обладает жизненной энергией, а человеческая память дарит им вечность. И вот сейчас я нахожусь в Садах Блаженств, испытывая радость мифотворчества и познавая умение видеть и слышать. Этот текст – двадцать четвертый по счету и финальный по задумке.
Перед тем, как вернуться домой, Тильтиль и Митиль прощались со своими спутниками – Хлебом, Водой, Сахаром, Огнем, Псом, Кошкой и Светом. Души предметов и животных уходили обратно в Молчание, обещая детям быть всегда рядом. Волшебный алмаз не помог отыскать синюю птицу, но дал героям знание о сущности вещей. У пьесы Метерлинка открытый финал. Только что обретенная и тут же упорхнувшая в последней сцене синяя птица оказывается не самоцелью, а средством для достижения счастья. Искусство тоже не является целью ни для его создателя, ни для его зрителя. «Познай себя» было написано перед входом в Дельфийский оракул. «Познай себя» повторяют тысячи поклонников фильма братьев Вачовски. Сложное и простое, «не для всех» и «для каждого» искусство и есть та самая синяя птица, которая дарит людям счастье. Мое путешествие окончено.

 

Люся Артемьева,
специальный обозреватель
СИНЕ ФАНТОМ

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица