10 Апр

С бюджетом, без бюджета…

С деньгами и без них. Мастерская Индивидуальной Режиссуры (МИР) совместно с Московской Школой Нового Кино, при поддержке Голландского посольства провели мастер-класс голландского режиссера Девида Фербейка и продюсера Реймонда ван дер Кай. Гостей из Голландии представила директор МИРа Марина Андрейкина.

Марина Андрейкина: Наши гости - весьма молодые люди, но уже имеют достаточно большой опыт, которым они готовы поделиться. Дэвид в прошлом году приезжал в Москву и представлял Роттердамский фестиваль, фильм Дэвида был представлен на Каннском фестивале. Несмотря на свое голландское происхождение, многие свои фильмы Дэвид снимает в Азии с бюджетом, без бюджета... об этом сегодня и пойдет речь.

Рэймонд ван дер Кай: Я глава продакшн-компании «Револьвер-медиа» в Амстердаме. Мы не совсем обычная продакшн-компания, потому что мы фокусируемся именно на рассказывании историй в широком смысле этого слова. Это значит, что мы делаем как игровые фильмы, так и более экспериментальные, кроме того мы делаем также рекламу, музыкальные клипы, но все это связано именно с рассказыванием историй. Мы спродюсировали и выступили как со-продюсеры пяти или шести игровых фильмов, которые попадали на фестивали. Сегодня мы бы хотели поговорить о низкобюджетном производстве фильмов и о нашем совместном с Дэвидом проекте «Клуб «Зевс».

Девид Фербейк: Самый главный вопрос, который необходимо задать себе: «Готовы ли вы потратить несколько лет на реализацию задуманного проекта?» На его разработку, написание сценария, подготовку к съемкам, на съемки? Или это идея, которую вы хотите реализовать мгновенно? Для вас, как для режиссеров, очень важно управлять своей творческой энергией. Есть фильмы, которые необходимо подготавливать и развивать очень точно. Тогда как есть и другие фильмы, которые должны развиваться как импровизация, идеи должны приходить к вам именно в тот момент, когда вы уже снимаете фильм.
Первый фильм, который я снял, назывался «Ритм». Я его снимал, когда еще учился в киношколе, мы делали его каждые выходные. Изначально сценарий состоял из 17 страниц и не был четким, но в конце концов у нас получился полуторачасовой фильм. Мы указали с чего фильм должен начинаться, где середина, чем он должен заканчиваться, но не было никаких деталей, никаких уточнений, никаких диалогов.
В работе с актером есть удивительная штука - когда актер делает что-то такое, чего изначально не было в сценарии, он тем самым очень сильно влияет на всю историю в целом, история может повернуть в совершенно другую сторону. То, что вы пишите, то, что сочиняете сами, и то, что рождается в процессе работы, во взаимодействии с другими людьми – абсолютно разные вещи.
В период съемки этого фильма я чувствовал себя очень свободным и никогда больше не ощущал этой свободы на съемках других картин.
Недостаток бюджета, конечно, создает определенные ограничения в производстве фильма, но вас, как режиссеров, это должно вдохновлять. Значит, можно сделать как-то по-другому, интересней!

Р.В.: Говоря о продюсировании, я все равно постараюсь держать фокус на режиссуре.
В основном все думают, что продюсер - это человек, который работает за деньги, с чем я не согласен. Итак, еще раз – почему интересно заниматься низкобюджетными фильмами? Без бюджета картину можно снимать годами. Конечно же, это может испортить и разрушить изначальный импульс. Режиссер часто чувствует себя инвалидом по сравнению с художником, который может посреди ночи встать и начать писать картину, или по сравнению с писателем, который может в любую минуту начать писать. Поэтому речь идет о том, чтобы сократить временной промежуток от задумки до реализации. В этой перспективе у продюсера есть две задачи: бизнес-задача и задача креативная, творческая. Задача продюсера состоит не только в том, чтобы все работало правильно и вовремя, также важно следить за тем, чтобы «картина вырисовывалась».
Фильм получается именно тогда, когда есть идея и желание ее реализовать, есть импульс, а не тогда, когда есть бюджет. Бюджет - это часть второстепенная. Продюсер и режиссер в такого рода работе должны быть готовы к тому, чтобы быть гибкими, должны быть готовы к тому, чтобы «попадать», принимать ситуации неопределенности и каким-то образом решать, как действовать в таких ситуациях. Для низкобюджетных фильмов очень важна сплоченность между продюсером и режиссером. Они должны быть готовы к тому, что уже не смогут скрыться за бюджетами, и весь процесс будет двигаться только благодаря их желаниям и страстям.
Есть большая разница между тем, что вы хотите создать, и тем, что вы реально сможете получить на профессиональном уровне. Ведь вы не платите денег вашей съемочной группе, актерам – людям, с которыми вы работаете, но требуете от них высокого уровня профессионализма. Вы должны быть готовы к таким вещам, как конфликты и трения. Таящаяся опасность – это невозможность пожертвовать профессионализмом. То есть, несмотря на то, что у вас нет денег, вы все равно не можете быть непрофессиональны. И люди, которых вы просите работать на вас без денег, должны будут, честно говоря, работать на вас еще больше и дольше, чем если бы вы им платили. Низкий бюджет не совместим с низкой организацией.
У меня есть маленький секретик, такая фишечка, которая, как мне кажется, работает по всему миру. Есть два вида продакшн-компаний: это высокопрофессиональные компании, которые уже сняли 10-20 фильмов, которые знают, что и как делать - они дарят вам чувство комфорта, ощущение, что все классно. А есть другой вид компаний, которые возможно не сняли еще ни одного фильма или сняли какой-то один фильм - эти компании не очень известны, либо вообще занимаются каким-то экспериментальным искусством.
Для режиссера сложная задача решить, что в этом случае будет лучше для его фильма. И те, и другие компании имеют свои преимущества и свои недостатки. Работая с известными компаниями, вы, конечно, получаете широкие связи и как следствие - быстрое финансирование, зато у компаний-новичков много энтузиазма, и они готовы к каким-то нестандартным решениям. Многие начинающие режиссеры совершают ошибку, работая с известными профессиональными продюсерскими компаниями. Скорее всего у этих компаний есть своя четко установленная процедура, свой порядок, образ работы, под который вам придется подстраиваться. Я хочу, чтобы вы просто имели это в виду.

(Смотрят трейлер к фильму «Клуб «Зевс»)

Ferbeyk

Р.В.: Звук подключить не удалось, поэтому будем подзвучивать лэптоп.

Д.Ф.: Если все еще не понятно, я - голландский режиссер, который делает китайские фильмы.

Вопрос: В Китае актеры дешевле?

Д.Ф.: Да, это главная причина, вы угадали. История о том, почему я снимаю китайские фильмы, началась, когда я учился в киношколе в Голландии. Меня заинтересовали города, такие как Шанхай, потому что в таких городах жизнь меняется очень быстро. Еще до этого фильма я был заинтересован темой потери культуры, тем, как капитализм разрушает культуру и меняет жизнь людей нашего поколения 20-30 лет.

Вопрос: Картина «Клуб «Зевс» с высоким бюджетом или без бюджета?

Д.Ф.: Очень низкобюджетная картина.

Вопрос: Как распределялся бюджет?

Р.В.: Наверно будет правильнее, если я расскажу, как начинался это проект, и тогда будет ясно, куда ушел бюджет. В Голландии очень трудно найти деньги для фильма не на голландском языке и с использованием не голландских актеров. Мы хотели сделать фильм быстро, в течение года, мы не хотели тратить много времени на написание сценария (у Дэвида было 6 или 10 страниц описания). В общем, мы провернули такой маленький трюк: Фильмофонду мы представили свой проект в качестве проекта экспериментального короткометражного фильма, затем пошли в Фонд искусств и такую же историю рассказали им. Мы сказали, что нам нужно 45000 евро на все, включая постпродакшн. Конечно, это была неправда. Но мы поехали снимать в Китай, где все было дешевле, и работали с уже знакомыми нам линейными продюсерами. Мы пошли на риск - потратили весь бюджет только на съемку. 10 дней для игрового фильма – это, как правило, очень мало, но из-за того, что наши съемки происходили в импровизационной энергичной манере, у нас получилось отснять все за 10 дней. Когда мы вернулись с кучей материала, у нас не осталось денег, Дэвид сел за монтаж сам и монтировал полтора года.
С черновым монтажом фильма я обратился к дистрибьюторам - они были заинтересованы в последующем распространении и прокате фильма. Затем я снова пошел в Фильмофонд и сказал им: «У нас нет денег, но есть черновой монтаж фильма, в котором к тому же заинтересованы прокатчики». А незадолго до этого, другой фильм Дэвида был отобран в Канны (фильм «Ты здесь?» («R U There») был представлен в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» - прим. редакции.). Естественно, после такого факта нам уже не могли отказать в финансировании.
Таким образом, мы собрали денег больше, чем потратили на съемки. 65 000 евро позволили нам очень профессионально закончить постпродакшн и позаботиться о фильме. В итоге бюджет составил чуть больше 100 000 евро. Фильм попал на Монреальский, Стокгольмский и Роттердамский фестиваль, где получил награду, на нас вышли разные агенты, и таким образом у фильма сложилась хорошая история.

Вопрос: Какие вообще существуют способы финансирования фильмов?

Д.Ф.: Есть несколько определенных способов находить финансирование, которые мы чаще всего используем:
Первое – это, конечно, государственные фонды.
Второе – это совместное производство, когда мы находим деньги для своих фильмов в фондах других стран.
Третий способ – предпродажи. Когда прокатчик или заказчик дают вам предоплату за ваш будущий фильм. Но, что касается фильмов с малым бюджетом, то очень плохо ввязываться в такого рода фонды, потому что чем больше вы берете людей в копродукцию, тем больше вы теряете свою творческую свободу.
Еще один способ – это спонсорство компаний, готовых финансировать фильм за какое-то упоминание в титрах.
Также, есть принцип «народного финансирования», crowd finding. Фильм «Железное небо» был сделан по такому принципу. Но, как правило, crowd finding используется для коротких фильмов. Это такой способ, когда все участники съемок говорят: «Ладно, обычно за такую работу мы получаем 5000 евро, но на этот раз мы получим часть обещанной прибыли». Таким образом, все участники становятся как бы акционерами этого предприятия. Это хитрый трюк, потому что как только человек вкладывается таким образом в фильм, его мотивация сразу же повышается, ведь фильм должен получится хорошим, чтобы все получили с этого прибыль. Чаще всего люди участвуют не деньгами, а предоставлением оборудования, локаций и так далее.
Последний способ - это самофинансирование, самопродюсирование. Но в таком случае важно знать: первое – вы никак не сможете себя проверить, никто не придет к вам и не скажет: «Слушай, а твоя идея действительно хорошая?», и еще момент... Я знаю одного французского режиссера, которому пришлось во второй раз заложить дом для съемок своего фильма, он был в страшном стрессе... Поэтому я бы вам советовал такими делами не заниматься.

Вопрос: Влияют ли на развитие идеи такие мысли как «найду ли я денег на фильм или не найду?» Какова ваша степень диалога с внутренним финансистом?

Д.Ф.: У меня еще никогда не было такой идеи, от которой бы я отказался, зная, что не найду денег.

Вопрос: Возможен ли бескомпромиссный подход к созданию фильма? Как приходится регулировать рамки компромисса со спонсорами, с разными фондами, ограничивающими своими правилами?

Д.Ф.: Задача состоит в том, что ты не должен потерять свое высказывание. Международная версия «Шанхайского транса», например, длится 2 часа, а версия для китайского рынка на 20 минут короче. Меня все спрашивают: «Ничего, что твой фильм урезали?» Ну, а я такой нормальный голландский парень: «Пускай хоть чего-нибудь посмотрят, чем вообще ничего».

Вопрос: Как вы нашли актера на главную роль в фильме «Клуб «Зевс»? Как проходил кастинг? Затраты? Где все это происходило? В Китае?

Д.Ф.: Даже в Китае у актеров есть своя цена. Но в данном случае вопрос заключался в том, чтобы убедить актера, заинтересовать его, чтобы он был готов сняться дешевле или бесплатно. Я всем говорил, что был в Японии, что сам работал в таком же баре проститутом и поэтому все про это знаю. Конечно, это была неправда, но это не важно. Я объяснил ребятам, что пока они будут сниматься в моем фильме, они узнают, как ведут себя с женщинами классные пацаны. В общем, все согласились. Надо уметь убеждать людей.

Р.В.: Я должен сказать еще одну важную вещь: когда вы работаете над подобного рода фильмами, хороший линейный продюсер - это очень важно. Китайская съемочная группа, с которой мы работали - это просто невероятные ребята! Их можно было использовать 16-18-20 часов подряд, и при этом они еще сохраняли какую-то креативность. Первый раз за всю мою историю продюсирования мне пришлось умолять команду прекратить работать!

Вопрос: Сколько времени заняла подготовка к съемкам в Китае?

Д.Ф.: Это было какое-то сумасшествие, мы готовились к съемкам 5 дней.

Вопрос: Как вы нашли локации за 5 дней?

Д.Ф.: В фильме не так много локаций. Это как раз тот момент, когда нужно поработать со своими ограничениями. Когда вы только начинаете проект, вы должны подумать и решить, каким образом сложившиеся ограничения влияют на историю, которую вы хотите рассказать. Этот фильм - явный пример того, как эти самые ограничения отлично сработали, помогли передать образ жизни героев. У этих ребят специфическая жизнь – они работают по ночам и спят днем. Дом – работа, работа – дом, вот и все локации.

Когда я писал сценарий, я понятия не имел, что фильм будет начинаться с плана прохода по этому туннелю под Шанхаем, который я снял двумя годами ранее для другого своего фильма - «Шанхайский транс». Кадры, с которых фильм начинается, были отсняты в 2007-ом, какая-то часть - в 2011-ом, а весь фильм был отснят в 2009-ом. Закадровый голос в начале фильма был сделан гораздо позже, после того как фильм был уже закончен. Когда вы беретесь за производство такого рода фильма, вы должны быть готовы к тому, что окажетесь в такой головоломке, мозаике, которую вам придется складывать еще долгие годы. И, несмотря на то, что вы собирались снять фильм очень быстро, он будет вас преследовать и преследовать... Такие фильмы рождаются в процессе монтажа.

Для меня быть режиссером - это все равно что заниматься спортом, причем спортом на олимпийском уровне. Чтобы быть на высоком уровне, нужно постоянно тренироваться. Если вы будете ждать три года, чтобы сделать какой-то большой фильм, а после этого вы захотите сделать фильм еще больше и станете ждать еще три года - это означает, что вы ничего не делали первые три года, а потом еще три года ничего не делали. Тогда как вам нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться!

Материал предоставлен Мастерской Индивидуальной Режиссуры
Переводчик - Рустем Бегенов

«Клуб «Зевс»
режиссер Девид Фербейк
2011 год
Доставляя удовольствие богатым посетительницам, работники клуба «Зевс» уже не могут разобраться в собственной личной жизни.
В Шанхае существует клуб «Зевс», который специализируется на оказании особого рода услуг богатым клиенткам. Там работает несколько юношей. Они должны развлекать посетительниц, которые жаждут внимания, секса, а иногда и любви. Прямая обязанность этих парней — исполнять любые желания и прихоти дам, чтобы те возвращались снова и снова. Обеим сторонам понятно, что подобные отношения — лишь иллюзия дружбы, любви и привязанности. Юноши создают женщинам видимость личной жизни, а сами путаются в истинных и ложных чувствах и обещаниях.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица