01 Янв

Реализм. Imago. Кастеллуччи

Иисус прослезился
Иоанн 11, 37 С этого дня положили убить Его
Иоанн 11, 53

Арт-критик Карина Караева о спектакле Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ» в Электротеатре «Станиславский»

Запах. Одна из сестер сказала, что уже 4 дня как ее брат лежит в гробнице, и скорее всего тело начало смердеть. Смерд, то есть невыносимый запах, который издает тело, на самом деле – одно из его основных функций. Оно в любом случае пахнет, даже скорее издает запах. Этот запах, как правило, неприятен, его стесняешься, но он принадлежит телу также как слово – языку. «Воскресни и подойди ко мне» означает «восстань и подойди». Воскресни – действие принудительное и безвольное, подойди – самостоятельное и осознанное.

kastelluchchi 1

Воскресший Лазарь – проекция Христа. Газ. Соединение эфемерного, в данном случае – с запахом. Действие почти наркотическое, отрезвляющее и дурманящее одновременно. При использовании в течение более чем 5 минут провоцирует обморочный эффект. Обоняние не привыкает к его тотальному состоянию. То есть он как бы есть, и его как бы нет. Джотто. Мастер дробления изображения на части, приведший посмотреть возвращение к жизни праздных любопытствующих. Дано. Иисус, который любил Марфу, ее сестру и Лазаря, который пробыл два дня на том месте, где находился после известия о болезни Лазаря, который спустя два дня решил возвратиться в Иудею, сказав своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Лазарь, о котором сообщили Иисусу сестры: «Тот, кого ты любишь, болен», о котором Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией», о котором Иисус плакал как о верном друге. Мария – сестра Лазаря, упрекнувшая Иисуса за отсутствие в болезни друга.
Марфа – сестра Лазаря, упрекнувшая Иисуса за отсутствие в болезни Лазаря и верующая, что Господь даст все, что Сын его попросит у Него, но не верящая, что Христос может воскресить Лазаря, так как верит только в то, что он Сын Божий, грядущий в мир.

kastelluchchi 2
Ученики. Фома, который призвал учеников идти за Иисусом. Иудеи, которые пришли утешать Марфу и Марию в печали о брате. Кастеллуччи доводит воскрешение до экстаза. Он сначала проговаривает его вне действия. Иоанн пишет о повелении Христа Лазарю выйти из могилы и иудеям развязать его. Кастеллучи заставляет проговорить все условия доверия, отчаяния, отречения, раскаяния, умерщвления, распятия, невозможности воскресения. На самом деле, он апеллирует довольно классической формой о смерти Бога, превращая Его смерть в конструкцию. Руководствуясь словом и изображением, Кастеллуччи уходит в монохромность – полотно Джотто превращается в размытое изображение. Как измерение изображения – это почти стадия перехода, «трансцендирования в иное, размыкание «ленты Мебиуса» самодостаточности бытия» (Г.Тульчинский «Тело свободы», 277). Бытие оказывается в центре, когда сама человеческая сущность попирается то ли deus ex machina, то ли новой реальностью, воплощенной, сконцентрированной в кулаке – в трансцендировании мировой сущности – бьющем высшее существо божественного творения. Собственно, Кастеллуччи о том, что есть Христос, есть Лазарь, есть Джотто и есть, наверное, новая реальность, в которой только резиновый кулак осуществляет одно и то же действие – подставившему щеку разбивает ее в кровь.

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица