Объединение «Вверх!» (http://up-community.tumblr.com/) сформировалось в начале весны 2010 года в среде молодых московских художников в процессе их совместной работы над идеями русского космизма. Объединение работает с проблематикой функционирования различных медиа и с идеей объединения искусства, науки, политики и религии в едином культурологическом пространстве — Храме космизма.

Основные темы союза: космос и Земля, человек по отношению к космосу, смерть и смерть медиа, воскрешение, образ Родины-матери, искусство как религия, etc. Объединение «Вверх!» организует выставки во внеинституциональных пространствах (публичные пространства, леса, поля), а также работает над производством видеофильмов, разрабатывающих наследие русского космизма и развивающих мифологию объединения.

Автор работы «165» Даниил Зинченко аннотирует ее так: «Про страх смерти через призму визуальности (художник) и текстуальности (писатель)».

165 1

Встреча и диалоги двух людей в замкнутом пространстве с точки зрения эстетики соотносятся с работами основателя радикального эстетического направления «некрореализм» — режиссера Евгения Юфита. Но ненатуралистичная смерть, отторжение мрачного, элементы пародии и гротеска, свойственные «165», не преподносятся автором как юфитовский пародийный образ социального маразма, ментального распада и анекдотической тупости. В этом смысле он пока оказался более созвучен «Окраине» Петра Луцика. Естественные шумы и отсутствие внутри музыкального компонента, условность происходящего, прием разбивки на микроглавы, служащие не для обозначения времени или раскрытия образов персонажей — одна большая метафора. Физическая смерть героев или вечность сна под покровом небес? Вертикаль неба и пустота.

165

Работу «Ю» Петр Жуков представляет как полотно, сплетенное из биографии Юрия Гагарина, религиозных мотивов и текстов из философии русского космизма. На самом деле это фильм о любви как символе абсолюта (лат. «absolutus» — «безусловный») — ничем не обусловленное, свободное, совершенное, полное, единое начало. Башня, гора или пирамида — вершина, верхняя точка, связывающая, по представлениям древних, небо и землю.

u

И всегда — выход к Богу, абсолюту, любви, себе (нужное подчеркнуть). Сюжетно — автор «Ю» посчитал нужным подчеркнуть путь человека от себя к себе. Картина «Ю» обозначена автором как высказывание «о любви матери и любви девушки, о долге, исторической необходимости и о визуальном в контексте переноса события из культуры в культуру». Здесь нет сюжетных линий и физического времени, а есть направления, развивающиеся во вневременных пейзажах Израиля. Если добавить в пространство «Ю» банку кока-колы — получится фильм «Вавилон» Иньяритту. Но ассоциации с данной картиной возникают и без подобных элементов поп-арта. Персонажи Иньяритту более реальны, а у Петра Жукова — условны. Но тех и других объединяет понятие «человек» и поиск пути. При этом среда, в которой существуют персонажи «Ю», — не менее живая, пластично-выразительная и «осязаемая», чем облаченные в костюмы, обычаи, определенный образ жизни и систему отношений персонажи «Вавилона». Вера — как несмирение человека с существующим положением — воплощение желания вопреки очевидности. Автор «Ю» словно признается в конце фильма, что он «понял, что такое верить».

u 1

«Ю 165» — это, в первую очередь, диалог художника с самим собой и каждым смотрящим. Во вторую — это очевидный пример монолога художников с окружающим миром. И далеко не в последнюю очередь — это момент ритуального танца авторов в мире, где нетость Бога ощущается не только гением Андрея Звягинцева и «Фаустом» Александра Сокурова, а художниками, не называющими свои работы словом «кино». Где разрыв человека с метафизикой минимален как никогда.

Колумнист «СИНЕ ФАНТОМ»
кинокритик Настя Ласточкина
17.00
11 февраля
Кинозал МАММ

Колонки

  • yl2
    Юрий Лейдерман
  • tutkin
    Алексей Тютькин
  • zhizn-poeta
    Жизнь поэта
  • marchenkova
    Секс.Виктория Марченкова
  • gavrilova
    Ландшафт. Софья Гаврилова
  • rada-landar
    Отрадные истории
  • ab
    Поздно ночью с А.Баевер
  • maria-fedina
    Из гроба. Мария Федина
  • vs
    VS
  • lyusya-artemeva
    Синяя Птица